Какие бывают пневмошлифмашины и какую выбрать Статья
Мы уже рассказывали про шлифовальные машины в целом, а также говорили про некоторые виды отдельно. Например, про ленточные шлифмашины или про угловые, которые известны как болгарки. Это все электрические модели, которые нашли самое широкое применение. Среди них есть разные шлифмашины, от недорогих, которые хороши для домашней мастерской, до мощных и профессиональных, которые способны выполнять самые тяжелые задачи. Есть как специализированные, пригодные только для определенных целей, так и относительно универсальные, которые могут выполнять широкий круг задач. В общем, сегодня можно без проблем выбрать подходящую шлифовальную машину под конкретную задачу. Но не всегда электрическая модель будет лучшим выбором, иногда предпочтение стоит отдать пневматической шлифовальной машине.
Да, пневматические шлифовальные машины распространены гораздо меньше, ведь хотя они дешевле электрических, но за счет того, что нужно дополнительно покупать компрессор, прокладывать воздушную магистраль (не всегда), получается дороже. Но зато есть плюсы, о которых мы расскажем ниже, которые как раз и являются причиной выбора пневмошлифмашины. И в этой статье мы подробно расскажем, какие они бывают, в чем их ключевые особенности и характеристики, а также поговорим о том, как выбрать хорошую шлифмашину. Забегая вперед скажем, что если вам нужно шлифовать время от времени, то вам лучше смотреть в сторону электрических моделей, пневматические все же предназначены для постоянного использования.
Особенности пневматических шлифмашин
Перед тем, как говорить про их устройство, характеристики и виды, стоит сразу рассказать про их особенности. Разумеется, в контексте отличия от электрических моделей, ведь сравнивать имеет смысл только с ними. Проще говоря, перед тем, как начать выбирать пневматическую модель, нужно в принципе решить, а нужен ли вам именно такой вариант, или лучше смотреть на пневматические. Работают они от сжатого воздуха, у них нет электродвигателя, что сразу дает ряд преимуществ:
-
Они могут работать без перерывов, тогда как электрическим моделям требуются перерывы для охлаждения.
-
Они взрывобезопасны, можно работать, если в помещении присутствует опасная пыль, никаких искр не будет. Правда, в этом случае компрессор должен располагаться в другом помещении.
-
Конструкция их в целом проще, поэтому они легче, меньше подвержены износу, да и ремонтировать их дешевле.
-
Можно работать даже под дождем.
-
По производительности они не проигрывают, а может даже и выигрывают за счет того, что ими можно работать без перерывов.
Это основные преимущества, если сравнивать пневмошлифмашины с их электрическими аналогами. Но, разумеется, есть и минусы. Во-первых, они более шумные. Во-вторых, как мы уже говорили, для их работы требуется компрессор. В отдельных случаях приходится прокладывать воздушную магистраль из другого помещения, но подобное встречается в основном на производстве. И хотя пневмошлифмашина легче, чем электрическая, разница в весе компенсируется шлангом. В-третьих, пневматические модели все же относятся к стационарным. Да, они подразумевают определенную свободу перемещений, но лишь в рамках длины шланга, не более. Электрические модели в этом смысле проще, в случае необходимости можно использовать удлинители, а если нет возможности подключения к электросети, есть аккумуляторные модели, ну или генератор. Да, если нужно работать там, где нет электросети, это можно делать и пневматическими. Только помимо генератора вам нужно будет переместить еще и компрессор.
Таким образом, чаще всего пневматическую шлифовальную машину выбирают для стационарной работы, то есть, в мастерской или в производственном помещении. Мобильность это совсем не про них, зато производительность это как раз их особенность. Если ваша сфера деятельности связана с шлифованием большого количества деталей ежедневно, то практически наверняка пневматическая модель для вас будет лучше. Да, недостатки есть, придется покупать компрессор, но и плюсы вполне существенные. Кстати, про то, как выбрать компрессор, мы рассказывали в отдельной статье, где разобрали этот вопрос очень подробно, поэтому в рамках этой статьи касаться этого мы не будем.
Устройство пневмошлифмашины
Пневмошлифмашина устроена довольно просто, но коротко рассказать про это все же стоит. Да, есть разные типы, о которых мы еще расскажем ниже, но в целом у них устройство одинаковое. Воздушная магистраль подключается впускному отверстию, где есть штуцер. Тут могут быть разные варианты, но обычно производители придерживаются общих стандартов. Далее установлен запорный клапан, который открывается тогда, когда вы нажимаете кнопку включения. Далее воздух поступает на турбину, которая вращается и приводит в действие механизмы шлифмашины, такие как подошва, шпиндель с насадкой и другие, их набор зависит от типа пневмошлифмашины. Запорный клапан не только отвечает за пропуск воздуха, но зачастую регулирует и его объем.
Передача мощности с турбины может быть реализована двумя способами. В первом случае она передается на шпиндель напрямую, в других случаях через редуктор. Выбор способа зависит от типа пневмошлифовальной машины. Также на корпусе, который обычно делают из пластика, есть клавиша включения и другие элементы управления, которые также зависят от типа конкретной модели. Как видно, конструкция в целом простая, по большому счету, тут просто нечему ломаться, хотя движущиеся элементы подвержены износу. Но если сравнивать с электрическими моделями, где слабым звеном обычно является электродвигатель, пневматические действительно гораздо надежнее. Далее мы поговорим про основные виды пневмошлифмашин, в целом, они пересекаются с электрическими аналогами, про которые мы уже говорили, но хотя бы коротко рассказать про них нужно.
Виды пневматических шлифовальных машин
Всего существует несколько видов пневмошлифмашин, также стоит отметить, что поскольку они менее популярны, чем электрические, выбор моделей тут меньше. Тем не менее, то, что есть в наличии, позволяет решать практически любые задачи по шлифовке.
Вибрационные или плоскошлифовальные
Могут называться вибрационными или плоскошлифовальными, но это один и тот же тип. Их легко узнать по подошве плоской формы, которая может вибрировать в горизонтальной площади. Собственно говоря, оба названия как раз и идут от формы подошвы и от особенностей ей движения. Как абразивный материал тут используется наждачная бумага, при этом можно выбирать её разной зернистости, что позволяет делать как черновую шлифовку, так и финишную. Этот вид довольно универсальный, может использоваться для решения разных задач, кроме того, можно шлифовать даже в углах. Правда, не получится шлифовать поверхность меньше, чем площадь подошвы.
Для вибрационных пневмошлифмашин также указывают такую характеристику как амплитуда колебаний, в некоторых моделях её можно настраивать. Обычно амплитуда не превышает четырех миллиметров, также указывают и количество этих колебаний в минуту. Но недостатки у этого типа есть, в частности, при работе с такой шлифмашиной нужно быть максимально осторожным. Все дело как раз в амплитуде колебания подошвы, если под ней окажется какой-то мусор или даже мелкие фрагменты абразива, то они могут оставить царапины в форме круга или полукруга на поверхности. Это считается главным недостатком этого вида пневмошлифовальной машины, но в целом это довольно распространенный тип, который нашел широкое применение.
Прямошлифовальные
И это полный аналог электрических моделей, за исключением особенностей конструкции, которые присущи пневматическим. Здесь устройство самое простое, цанговый патрон является продолжением вала турбины, то есть, установлен на одной оси. У такого решения есть свои плюсы, которые обуславливают особенности этого вида пневмошлифмашины. Во-первых, скорость вращения тут самая высокая, может быть больше двадцати тысяч оборотов в минуту. Да, нужно это далеко не всегда, но, тем не менее, такая особенность у неё есть. Во-вторых, прямошлифовальные пневмошлифмашины очень компактные, ими можно работать в самых труднодоступных местах. Также для них существует большое количество разных оснасток, их можно использовать не только для шлифования, но и в качестве гравера, можно резать заготовку и т.д.
Но прямошлифовальные модели не подходят для финишной доводки из-за высокой скорости вращения (впрочем, это возможно с некоторыми материалами), Также они не походят для шлифовки больших площадей, так как насадки у них не слишком большие, для этого все же лучше применять другие виды. Зато для зачистки швов, шлифовки небольших деталей и работы в труднодоступных местах прямошлифовальные машины являются одним из лучших вариантов. А большое количество разнообразных насадок делают этот инструмент довольно универсальным. Зачастую этот вид приобретают в дополнение к другому виду пневмошлифмашины, с учетом задач, которые стоят. Проще говоря, этот вид может справиться с тем, где другие применить не получится.
Эксцентриковые или орбитальные
Это более дорогой и продвинутый вариант плоскошлифовальных (вибрационных) пневмошлифмашин, который легко узнать по круглой подошве. Она также совершает колебательные движения (вибрации), но помимо этого еще и вращается по определенной орбите, от чего у неё одно из названий. Этот тип довольно популярен, пусть из-за принципа работы он имеет более сложное устройство и поэтому дороже, но зато в некоторых операциях он значительно опережает другие типы. Например, великолепно себя показывает при финишной доводке и при полировке, при черновой обработке может уступать. Если речь идет только о полировке или финишной доводке, то чаще всего выбирают именно орбитальную пневмошлифмашину, лучше тут просто ничего не придумали, разве что специализированные модели, которые пригодны только для полировки. Они и продаются как «полировальные шлифмашины».
Но из-за такой формы подошвы есть определенные недостатки, например, у вас никак не получится работать в углах детали, если они ограничены бортиками. Также трудно работать там, где есть выступы, ведь подошва сделана из довольно мягкого материала и её можно повредить. Но если подобных задач не стоит, то в остальном орбитальная пневмошлифмашина справляется очень хорошо. Она неплоха даже при работе с большими поверхностями. Если смотреть на пневматические модели, то тут есть разные варианты, от недорогих, стоимостью в несколько тысяч рублей, до куда более продвинутых, которые стоят уже десятки тысяч.
Углошлифовальные
Это аналог всем известных «болгарок», про которые мы рассказывали в отдельной статье, поэтому тут повторяться не будем. Инструмент этот известный, может выполнять массу функций, не только собственно шлифование. Он также может резать детали, вообще, выбор оснастки для пневматических углошлифовальных машин очень большой. Правда, стоит отметить, что они не очень хорошо подходят для финальной доводки поверхностей, все же основное их назначение это грубая, но быстрая черновая обработка. Более тонкие процедуры также возможны, но требуют определенного опыта от оператора, без которого можно попросту испортить поверхность. По той причине, что у большинства моделей высокая скорость вращения шпинделя и ошибок они не прощают.
Это основные виды пневматических шлифовальных машин, про которые мы хотели рассказать. Есть и другие, но их покупают и используют значительно реже. Например, ленточные, которые являются разновидностью прямошлифовальных и которые являются аналогами электрических моделей. Они хороши для быстрой обработки больших поверхностей, отличаются механизмом вращения, также у них используется абразивная лента в качестве насадки. Или пневматические трещетки, которые применяют только при работе с резьбовыми соединениями, они являются аналогом пневматических гайковертов, но со своими особенностями и заслуживают отдельного разговора.
Характеристики пневматических шлифмашин
Итак, мы разобрались с различными видами пневмошлифмашин, а теперь стоит поговорить про их характеристики. Их не так уж и много, некоторые характерны только для определенных видов, о них мы упоминали выше, в частности, когда говорили про количество и амплитуду колебаний у вибрационных моделей. Но есть и общие характеристики, которые актуальны для всех видов. Многие из них также имеют значения и для выбора подходящего компрессора, без которого, напоминаем, пневмошлифмашина работать не будет. Да, отметим, что в этой статье мы не будем говорить о насадках, а также о том, как шлифовать разные материалы, это мы обсуждали отдельно и повторяться не будем, иначе статья получится слишком длинной.
Требуемые параметры воздуха. Тут вопрос скорее про выбор компрессора, ведь речь идет о том, чтобы его возможностей хватало для пневмошлифмашины. То есть, про совместимость. Для пневматической шлифовальной машины требуется определенное давление, а также расход воздуха. В случае давления есть как минимальная, так и максимальная величина, инструмент может работать только в заданном диапазоне. Давления меньше будет попросту недостаточно для нормальной работы, если оно больше, то есть вероятность повреждения пневмошлифмашины. Расход воздуха измеряется в литрах в минуту, тут рекомендуется, чтобы у компрессора по этому показателю был запас 25%. Например, если пневмошлифмашине требуется 200 литров в минуту, компрессор должен вырабатывать 250, это гарантированно обеспечит нормальную работу.
Диаметр впускного отверстия. Как мы уже писали выше, тут есть определенные стандарты и это вопрос совместимости. Проще говоря, у вас должна быть возможность подсоединить воздушный шланг от компрессора к инструменту. Существуют и переходники, которые позволяют работать с разными диаметрами, но, конечно, гораздо удобнее обходиться без них.
Количество оборотов. Тут чаще всего речь идет про максимальное количество оборотов, для шлифмашин это ключевой показатель, который указывает не только на её возможности, но также на сферу применения. Но не всегда нужно высокое количество оборотов в минуту, некоторые материалы требуют бережного обращения, что не подразумевает большую скорость. Поэтому также важно и наличие регулировки в определенном диапазоне, и чем этот диапазон выше, тем более универсальной будет пневмошлифмашина. Правда, тут все равно есть определенные пределы, полностью универсальных пневмошлифмашин нет. Да и регулировка может быть разной, как плавной, так и ступенчатой. А у некоторых моделей её вообще может не быть.
Оснастка. Про оснастку можно говорить долго, при выборе шлифмашины нужно смотреть на совместимость, например, на максимальный диаметр диска. Если это прямошлифовальная машина, то тут нужно обратить внимание на размер цанги.
Это основные характеристики, на которые нужно смотреть при выборе пневмошлифмашины. Напоминаем, что у каждого вида есть свои дополнительные параметры, которые также нужно учитывать. Если говорить в общем, то не лишним будет наличие пылесборника или возможности подключения пылесоса, что позволит существенно снизить количество пыли, образование которой при шлифовке необратимо. Впрочем, у большинства моделей такая возможность есть. Также посмотрите на комплектацию, пневмошлифмашина может продаваться только как инструмент, а может быть в комплекте с оснасткой или насадками, второй вариант удобнее, если вы покупаете этот инструмент в первый раз.
Обзор пневмошлифмашин
В заключительной части нашей статьи поговорим про несколько довольно удачных моделей пневмошлифмашин. Тут мы выбрали несколько моделей в разных ценовых категориях и разных видов, среди которых вы наверняка подберете для себя наиболее подходящую.
Quattro Elementi 248-764
Недорогая орбитальная пневмошлифмашина, которая будет незаменима во многих мастерских. Расход воздуха 115 литров в минуту, требуемое атмосферное давление - 5,9, здесь также не нужен мощный компрессор. Простая, но удобная в работе и очень эффективная модель, на которую можно устанавливать диски диаметром до 150 миллиметров. Корпус выполнен из металла, что немного усиливает вес, зато отлично защищает от случайных повреждений.
Quattro Elementi вибрационная 771-008
А это уже другая разновидность - вибрационная пневмошлифмашина с размером платформы 170х90 миллиметров. Требуемое атмосферное давление - 5,9, расход воздуха до 170 литров в минуту, количество оборотов 8000. Также имеет металлический корпус, но при этом остается довольно легкой. Может работать длительное время без перерывов, имеет огромный ресурс. Крепление шлифлистов осуществляется при помощи зажимов, это позволяет менять их очень быстро, но при этом само крепление очень надежное.
Thorvik AOS6105
Пневматическая орбитальная шлифмашина относительно небольшой мощности. Расход воздуха 84 литров в минуту, требуемое атмосферное давление 6.3 Атм. Количество оборотов 10 500, максимальный диаметр диска 150 миллиметров. Эта модель компактная и очень легкая - 1.5 килограмма, это значительно меньше, чем у электрических аналогов, при этом возможности этой модели довольно широкие. В комплектацию входят установочный и зажимной ключи, штуцер 1/4" DR. Данная шлифовальная машинка удобна в управлении и очень надежна.
JonnesWay JAG-6639
Самая дорогая модель в нашем списке, это углошлифовальная пневмошлифмашина для профессиональной работы. Необходимое давление до 6.3 атмосфер, расход воздуха 257 литров в минуту, для этой модели требуется довольно производительный компрессор. Количество оборотов 7000 в минуту, диаметр диска до 180 мм с толщиной 2-6 мм. Пневмошлифмашина не из лёгких - её вес 3.1 килограмма, но у инструмента удобная рукоятка, благодаря чему работать ей легко и очень удобно.