Как выбрать хороший буксировочный трос
Трос - это то, что лучше бы никогда не пригодилось, но на всякий случай лучше иметь его в багажнике. К чему вызывать эвакуатор, если можно отвезти автомобиль на гибкой сцепке? Полезен он будет и в том случае, если автомобиль застрял - с помощью троса его можно вытащить (и если есть вторая машина). В общем, существенный процент автолюбителей рано или поздно столкнуться с ситуацией, когда трос им совершенно необходим. Но сегодня в продаже их очень много, они отличаются по цене, как тут выбрать? Покупать первый попавшийся точно не вариант, ведь зачем буксировочный трос, если он попросту порвётся? Не говоря уже о том, что тут он может повредить кузов автомобиля или даже нанести серьезную травму. Поэтому выбирать его нужно ответственно, тут лучше один раз заплатить нормальную цену, зато купить надёжное изделие. А о том, как это сделать, мы поговорим ниже.
Начнем с материалов из которых изготавливают буксировочные тросы, сегодня тут есть приличный выбор. Первый материал - сталь, трос изготовлен в виде стального каната из проволок. Он может показаться очень надёжным, но на деле это не всем так. Даже такой трос может лопнуть под нагрузкой, поэтому тут придётся покупать потолще (и подороже), с запасом. Они также подвержены коррозии, тяжелые, а главное - их не очень удобно хранить. Стальной буксировочный трос невозможно свернуть компактно, он будет занимать много места. В целом, это не лучшее решение.
Далее идёт корабельный канат, служит долго, влагостойкий, прочный. Чаще всего изготовлен из синтетических материалов, но это не самый популярный выбор. Куда большим спросом пользуются полипропиленовые тросы. Хорошее соотношение цены и возможностей, эластичный, под нагрузкой может пружинить. Следующий вариант - капроновый трос, дороже предыдущих зато именно для буксировки хороший вариант. Вообще, тросы делают из капрона, нейлона, полиамида, полиэтилена и других материалов. Фактически характеристики будут зависеть от диаметра троса, а не только от материалов. В принципе, можно выбрать любой из вышеперечисленных, особой разницы нет (за исключением стальных).
Первый важный (даже ключевой) параметр - грузоподъемность троса. Производители всегда указывают его, если продукция качественная, то фактическое значение этой характеристики будет соответствовать заявленным. Могут быть незначительные отклонения, но именно что незначительные. Разумеется, если вы покупаете буксировочный трос явно дешевле других, то здесь есть риск того, что он будет выдерживать куда меньшую нагрузку. Но даже в случае с качественным изделием покупать нужно с запасом, это обязательно.
Во-первых, одно дело просто тащить машину на буксире, совсем другое - пытаться выдергивать её, если она застряла. Во втором случае нагрузки на буксировочный трос в моменте будут гораздо сильнее (в этот момент они обычно и рвутся). Во-вторых, есть такие факторы как уклон дороги - в гору нагрузка возрастёт. Поэтому если ваш автомобиль весит 1200 килограммов, брать трос с грузоподъемностью 1200 или 1300 будет большой ошибкой. А какой должен быть запас? Здесь мнения разнятся, называют от 35 до 80%, а то и до 100%, то есть, в два раза больше. Мы рекомендуем выбирать трос грузоподъемностью минимум в два раза больше, чем вес автомобиля. Разница будет не слишком большой, зато это будет надёжно. Совсем в большой запас (три раза и более) уходить тоже не стоит, такие тросы будут толстыми и тяжелыми. Это допускается только в некоторых случаях, например, когда часто ездят по бездорожью.
Следующий параметр - длина троса. При буксировке расстояние между автомобилями должно быть не менее четырёх и не более шести метров. В целом, длина троса в этом диапазоне будет оптимальный. Слишком короткий - небезопасно, так как если впередиидущая машина притормозит, тот, кто едет на буксире, может не успеть среагировать. Слишком длинные тросы тоже не нужны, они будут провисать, могут намотаться на колесо, да и поворачивать будет не слишком удобно. Выбирайте буксировочный трос длиной от 4 до 6 метров, как указано в ПДД.
Крюки - довольно важная деталь, о которой также нужно поговорить. Тут есть споры относительно их необходимости, некоторые говорят, что лучше и надежнее узлом, другие говорят обратное. Но на самом деле правы обе стороны. Узёл может быть надежнее, если крюк плохой, но сам узел может быть плохим и развязаться под нагрузкой. Крюки считаются слабым местом буксировочного троса, разумеется, это относится не к самому крюку, а к тому, как он скреплен с тросом. При покупке обратите внимание на сшивку, она должны быть надёжной, сделана как вдоль, так и поперек. Если с ней всё в порядке, то вариант с тросом будет гораздо удобнее.
Может показаться, что цвет троса не имеет принципиального значении, но на самом деле, чем он ярче, чем лучше. Просто потому, что он будет заметнее, в идеале на нём должны быть светоотражающие вставки, что повысит заметность в тёмное время. Покупать трос блеклого и малозаметного цвета всё же не стоит.
Конечно, мало выбрать трос, нужно ещё и соблюдать правила буксировки. Трос должен быть правильно закреплен, на заводские проушины, а не к бамперу или к иным элементам подвески. Максимальная скорость буксировки на тросу не должна превышать 50 км/ч. Более высокая скорость увеличивает риск раскачивания и столкновения машин, особенно при торможении. Буксировка запрещена на автомагистралях (при помощи гибкой сцепки), в условиях гололёда, сильного дождя, тумана и других погодных явлений, ухудшающих видимость и сцепление с дорогой. Трос должен быть в натяжении. Ослабленный трос может резко натянуться при движении, вызвав рывок, что опасно как для автомобилей, так и для сцепки. Буксируемый водитель должен стараться поддерживать лёгкое натяжение троса и избегать резких торможений (кстати, именно тут как раз и поможет трос яркого цвета).
Не стоит забывать и о личной безопасности. Если автомобиль дёргают, то рядом с тросом стоять нельзя, а лучше вообще отойти подальше и встать за укрытие. Если он оборвётся, то может нанести тяжелейшие травмы, об этом мы писали, но тут тот случай, когда лучше повторить лишний раз. Если вы видите дефекты на тросе, то пользоваться им не стоит, лучше купить новый.