Как правильно залить двор бетоном
В этой статье мы поговорим про площадку перед домом, а точнее о том, как ее бетонировать. Конечно, есть и другие способы, можно вообще ничего не делать, просто оставить землю. Но не всех такое устраивает, в любом случае, если вы решили залить двор бетоном, то эта статья именно для вас. Ну а преимущества у бетона (в том числе и по сравнению с другими покрытиями) следующие:
-
Срок эксплуатации - десятки лет, минимум двадцать. Конечно, при соблюдении всех правил.
-
В случае необходимости можно ремонтировать.
-
Бетон выдерживает высокие нагрузки, можно использовать как парковку.
-
Легко чистить снег - его поверхность ровная.
-
Не будет растительности, которая может пробиваться через плитку.
-
При желании в будущем бетонное покрытие может служить основанием для укладки иных декоративных материалов.
-
Бетон дешевле многих других материалов, которые можно использовать для этих целей.
Недостаток это определенная трудоемкость и сложность. Впрочем, сложность тут относительная, конечно, ничего принципиально сложного тут нет. Но определенные нюансы знать нужно, без них результат может быть не слишком хорошим. Также в качестве минуса можно отметить не самый привлекательный внешний вид. Впрочем, это дело вкуса, кроме того, есть варианты, как это исправить. Например, специальные краски, которые предназначены именно для бетона и отличаются износостойкостью и долговечностью.
Этапы бетонирования
Бетонирование нужно делать поэтапно, чтобы результат в итоге был хорошим. Сразу скажем, что иногда возникает соблазн пропустить некоторые этапы, но лучше этого не делать. Все же когда делаете вещи, которые должны служить десятки лет, торопиться точно не стоит. В первую очередь стоит начинать с подготовки площадки, предварительно она размечается (колышками), это поможет посчитать необходимое количество цемента и других компонентов бетонной смеси.
Под площадку нужно вырывать котлован, глубина которого зависит от типа грунта. Если это твердый грунт, то большая глубина не потребуется, а если нет (например, песок), то его нужно выкапывать более глубоким. На дно насыпают щебень, который будет служить основной. Глубина обычно варьируется от 10 до 25 сантиметров.
В любом случае делают подушку, толщина которой зависит от типа грунта. Чаще всего для этого используют щебень, при этом лучше выбрать мелкой фракцией. Могут также использовать крупнозернистый песок, а иногда комбинируют. В этом случае сперва засыпают песок, потом щебень. Разумеется, все это тщательно трамбуется, в идеале использовать виброплиту. Кстати, про то, как выбрать виброплиту и как ей правильно пользоваться мы писали отдельную статью. Можно делать и без подушки, но это будет очень серьезной ошибкой. Без нее бетонный слой со временем может деформироваться. Также она предотвращает усадку грунта, если не полностью, то хотя бы частично. Поверх подушки укладывают пленку, она необходима, чтобы так называемое «бетонное молочко» не стекало вниз.
На следующем этапе делают опалубку. Тут все достаточно просто, сделать можно из досок по всему периметру. Главное чтобы они были достаточно гладкими и надежно установлены и закреплены. Это поможет избежать расползания бетонной смеси. Когда опалубка готова, начинают армирование. Тут принципиально ничего сложного нет, размер ячейки зависит от нагрузки. Если вы будете ставить легковой автомобиль, то тут подойдет стандартная решетка диаметром около 1 сантиметра и с ячейками 20 на 20 сантиметров. Это может показаться излишним, но, напомним, в данном случае лучше перебдеть и сделать все максимально надежно. Подобная конструкция выдержит и грузовик. Но если никаких серьезных нагрузок точно не будет, то используют обычную металлическую сетку, типа рабицы. Важный нюанс: армокаркас не должен лежать прямо на подушке, под него нужно подкладывать камни или кирпичи. В результате он должен оказаться полностью в бетоне. Это также немаловажный момент, про который многие забывают или не знают.
Далее устанавливают маяки, в качестве которых можно использовать что угодно. Тут смысл в том, что нужно обозначить определенный уклон. Опять же, не все про это помнят, но бетонирование двора нужно делать под уклоном чтобы вода после дождя уходила, а не скапливалась. Саму заливку под уклоном делать не нужно, для этого после нее просто прикладывают металлические трубы, которые потом убирают. В результате остаются желоба, которые будут выполнять отвод воды, их вот как раз и делают под уклоном.
На следующем этапе переходят к заливке, оптимальным вариантом будет бетон марки М250. Заливку можно делать как вручную, используя мобильную бетономешалку, так и заказав автобетономешалку. Выбор способа зависит от объема, если он большой, то бетономешалка конечно будет дороже, зато это значительно быстрее и проще. Далее крайне желательно использовать вибратор для бетона, который при работе с этим строительным материалом необходим всегда. Впрочем, в данном случае можно обойтись и без него, это будет не слишком критично. Если на улице стоит жара, то периодически бетонную площадку нужно поливать водой. Вообще, про заливку в разных условиях на нашем сайте есть отдельная статья, там мы рассматривали в том числе и бетонирование в условиях постоянных дождей и даже морозов.
Дальше остается только ждать, напомним, что в среднем застывание до расчетной прочности занимает около четырех недель, но это может меняться в зависимости от погодных условий. Также не стоит забывать про компенсационные швы (также их называют температурными). Они нужны чтобы бетонная площадка во дворе вашего дома не растрескалась от перемены температур. Можно это сделать после заливки, выпилив их с помощью болгарки. Тут просто делают канавку шириной 9-10 миллиметров, она будет выполнять роль компенсационного шва. Или другой вариант: деревянные рейки, которые смазаны техническим маслом, утапливают в бетон, после застывания их достают. Такие швы рекомендуется залить прозрачным герметиком, который воспрепятствует скапливанию мусора.
После затвердевания поверхность шлифуют, при желании красят. Вообще, есть много способов сделать бетонную площадку во дворе более привлекательной, но в рамках данной статьи мы их рассматривать не будем. Мы уже упоминали краску, но есть и другие варианты.