ISO 9001: что это такое простыми словами
Когда вы ищете информацию о каком-то бренде или компании, вы очень часто можете увидеть, что в описании указывают, что на предприятии есть DIN-ISO 9001 - «Системы менеджмента качества». В этой статье мы не будем подробно и по пунктам разбирать, что это такое, какие там требования и нюансы, а поговорим с точки зрения потребителя и объясним простыми словами, в чем здесь суть.
Но сперва стоит коротко рассказать о том, что это вообще за стандарт и зачем они нужны. Есть разные серии стандартов, одной из таких является ISO 9000. В них содержаться определенные принципы и требования к системе менеджмента качества, которым определенное предприятие может соответствовать, а может и нет. Разработке этих стандартов способствовала идея всеобщего менеджмента качества, что позволило бы использовать единые критерии для оценки деятельности предприятия. Сегодня эти стандарты приняты практически во всех странах мира, они едины во всем мире. Это относится и к системе подтверждения, которая везде является двухуровневой.
С этим мы разобрались, но что это значит для покупателя? Если на предприятии есть ISO 9001, то значит ли это, что можно быть спокойным за качество продукта, ведь там есть система менеджмента этого самого качества? На самом деле, здесь ответ скорее «нет», чем «да». Нужно понимать, что ISO 9001 не является именно стандартом качества конечного продукта, он лишь говорит о том, что на предприятии есть определенные стандарты. Да, это служит дополнительной гарантией того, что данная компания добросовестна и надежна, что ей можно доверять, но собственно о качестве конкретного товара это не говорит никак.
Простой пример: на предприятии есть ISO 9001, этот сертификат соответствия получен честно. Но предприятие выпускает два товара, один дорогой и хороший, другой дешевый и качеством хуже. При этом система менеджмента качества позволяет поддерживать стабильное качество, но от этого оно не станет лучше. Проще говоря, на предприятии, которое получило такой сертификат соответствия, могут выпускать товар стабильно низкого качества. Поэтому с точки зрения потребителя наличие ISO 9001 говорит лишь о том, что это не какой-то непонятный завод, а нормальное предприятие, которое хотя бы частично соответствует некоторым современным стандартам (на самом деле их гораздо больше), но вот прямо на качество продукции это не указывает.
В целом, наличие ISO 9001 можно воспринимать как дополнительную гарантию того, что производитель в какой-то степени является надежным и ему можно доверять хотя бы частично. Тут еще стоит заметить, что процедура получения данного сертификата соответствия унифицирована, то есть, просто так его нельзя получить или купить, в любом случае необходимо проходить определенные процедуры. Также можно считать, что ISO 9001 конечно не гарантирует того, что брака быть не может (он есть даже у крупнейших брендов, где очень жесткий контроль), но как минимум сильно снижает его вероятность. Конечно, сами по себе сертификаты и системы ничего не значат, если вмешивается человеческий фактор. Но для того они и нужны - снизить эту вероятность, за счет внедрения определенных стандартов.