Двухтактный и четырехтактный двигатели: в чём разница
В быту чаще используются инструменты и оборудование с электрическими двигателями, так как они считаются попроще, да и дешевле. Тем не менее, встречается и техника с бензиновыми двигателями, это генераторы, газонокосилки и многое другое. Помимо характеристик двигателя, которые прямо влияют на параметры техники, бензиновые двигатели разделяют на двухтактные и четырехтактные. Разница между ними очень принципиальная, поэтому мы решили рассказать об этом в отдельной статье, чтобы вы понимали все отличия и выбрали для себя оптимальный вариант.
С конструктивной точки зрения отличие заключается в механизме газообмена, т.е. удалении газов и подачи топливной смеси. А под тактом в двигателе понимают движение поршня, если такта два, то тут стоит понимать его движение вниз, второе - вверх, то есть, один цикл. Соответственно, четыре такта это двойной цикл. Таким образом, в двухтактном двигателе рабочий цикл происходит за один оборот вала, а в четырехтактном за два. Кроме того, в четырехтактном есть ещё и продувка цилиндра перед впрыском топлива.
Из-за такой конструкции двухтактный двигатель обладает большей мощностью, ведь за свои два такта он совершает один рабочий ход, за четыре такта - два, тогда как четырехтактный делает всего один рабочий ход. Но дело ведь не только в мощности, у бензиновых двигателей есть и другие особенности. Если бы всё было просто и разговор шел только о мощности, то на этом статью можно было бы закончить. Просто сказать, что двухтактный лучше и выбирать стоит именно его. Но на деле это будет слишком упрощённым подходом. Что ж, давайте разберёмся по пунктам.
Начнём все же с мощности. На самом деле, нельзя сказать, что она выше именно в два раза, там другой коэффициент, который зависит от некоторых особенностей, обычно он в пределах от 1,6 до 1,8. Тем не менее, двухтактный двигатель мощнее, это стоит зафиксировать. Впрочем, сама по себе мощность особой роли не играет без привязки к другим параметрам. Ведь если вам нужна к примеру газонокосилка с двигателем мощностью пять лошадиных сил, то вы можете выбрать любой из типов двигателя.
Другое преимущество двухтактного бензинового двигателя в том, что он быстрее набирает обороты. Насколько это важный параметр? Ну, зависит от того, какую технику вы используете и насколько критичен быстрый запуск. Если говорить про быт, то там такая необходимость возникает очень редко, поэтому этим преимуществом можно пренебречь. Ещё одно преимущество в том, что двухтактный проще по конструкции и легче, поэтому в компактных инструментах (вроде бензопил) чаще встречается именно этот тип. Получается, что двухтактный лучше сразу по нескольким параметрам и выбирать нужно его? Нет, всё не так просто.
Следующий параметр - потребление топлива. Здесь двухтактный проигрывает, он менее экономный. Просто потому, что часть топлива будет попадать в выхлопные каналы, то есть, расходоваться впустую. Это приводит и к другим недостаткам, первый - очевидный, коэффициент полезного действия у двухтактного двигателя ниже. Также он гораздо громче (иногда шум может иметь значение) и менее экологичный. Последнее многие не учитывают, но вряд ли вы будете в восторге, если по вашему участку будет пролито топливо, пусть и в небольших количествах. Про звук стоит добавить, что многое зависит ещё и от глушителя, но если говорить про нормальные двигатели, то четырехтактный значительно тише.
Стоит поговорить и про смазку, то есть, про масло, тут тоже есть очень серьезные отличия. В двухтактные двигатели нужно заливать смесь бензина и масла, при этом нужно соблюдать требуемые пропорции. Мягко говоря, это не слишком удобно. В четырехтактном масло заливается и подается отдельно, что куда более удобно. Да и расход самого масла будет меньше. Требования к маслу тоже разные, для двухтактных это минимум нагара, для четырехтактных это долгий срок службы. Последнее не является плюсом или минусом, просто это нужно учитывать при выборе масла.
Цена - немаловажный фактор. Четырехтактные дороже, это факт, причиной является их более сложная конструкция. Но поскольку они экономичнее, при интенсивном использовании фактор цены не будет очень важным, ведь в конечном счёте вы всё равно сэкономите за счёт меньшего расход топлива. Но если вы планируете использовать технику очень редко, а фактор цены важен, то может быть стоит смотреть в сторону двухтактного. Ну а экономию можно посчитать самостоятельно, прикинув, сколько часов нужно работать и сопоставив с разницей в цене.
Для примера возьмём оба типа двигателя мощностью по 3,5 лошадиные силы. За сотню рабочих часов разница может составить от 50 до 60 литров топлива в среднем. Да, это зависит от конкретного двигателя, его производителя и других факторов, мы говорим в среднем. Также производители нередко указывают расход топлива, но это также зависит и от состояния двигателя. Но мы это к тому, что хотя бы примерно можно посчитать, а за сотню часов экономия всё равно будет очень ощутимой. Но этой условной сотни часов мы можете достигнуть как за год, так и за три - а это уже совершенно разные вещи. Несомненно, если работать нужно действительно много, то стоит выбрать именно четырехтактный двигатель, экономия будет очень ощутимой.
Стоит отметить ещё один недостаток четырехтактных двигателей - они несколько сложнее в обслуживании и ремонте. Впрочем, многие не смогут починить и двухтактный, поэтому с этой точки зрения никакой разницы нет. Таким образом, четырехтактные двигатели лучше, сегодня они используются всё чаще. У двухтактных тоже есть свои преимущества, но чаще всего выбирают не их, если в принципе есть возможность выбора.