Разновидности такелажных крюков
Существует много разновидностей грузоподъемного оборудования и элементов такелажа, а крюки можно отнести к одним из самых распространенных. С их помощью можно легко захватить и поднять груз, зафиксировать его и выполнять ряд других операций. Используются они повсеместно и сами бывают очень разные, ведь с их помощью поднимают как относительно лёгкие грузы, так и многотонные конструкции. Разумеется, разная нагрузка и сферы применения накладывают свои требования к такелажным крюкам, поэтому сегодня они выпускаются в очень большом ассортименте. О том, какие они бывают и как выбрать подходящий вариант именно для вас, мы расскажем в нашей статье.
Вне зависимости от разновидности такелажного крюка, выбирают их по базовым характеристикам, которые одинаковы для всех. Первая – грузоподъемность, на это смотрят в первую очередь. Вы должны понимать, какая нагрузка будет на крюк, при этом не стоит забывать, что в моменте она может быть выше, чем вес груза. Есть и соображения безопасности, поэтому здесь есть рекомендация выбирать такелажный крюк, который выдержит вес минимум в 4 раза больше (некоторые рекомендуют и в 5-6). Это действительно не тот случай, когда стоит экономить.
Крюки также разделяются по тому, для чего они предназначены: некоторые для цепей, другие для канатов. На другом конце у них соединение, которое как раз и предназначено для соединения с цепью, канатом или чем-то другим. Это вопрос совместимости, но его также нужно обязательно учитывать, ведь это сильно повлияет прочность соединения, в том случае, если будет несоответствие. Отметим, что в разных сферах использования такелажных крюков (можно сказать и в отраслях), есть свои требования и стандарты, но в это мы углубляться не будем, так как там можно рассказывать очень долго. Стоит обратить внимание на условия эксплуатации, это могут быть как низкие, так и высокие температуры, агрессивные среды и т.д. От этого меняется тип покрытия и материал крюка.
Теперь поговорим про виды крюков. Первый – стандартный, без каких либо дополнительных элементов, выглядит как обычный крюк. С одной стороны, он считается универсальным, с другой стороны для целого ряда операций он будет не слишком подходящим. А вот крюк с кольцевым соединением считается универсальным и используется чаще многих других видов (также он может называться «чалочный»). В верхней части у него проушина, к которой можно крепить как трос, так и канат или цепь (при помощи крепежных элементов). Он может вращаться, обеспечивает надежный захват, поэтому и используется очень широко.
Далее стоит упомянуть вращающиеся (поворотные) такелажные крюки, которые оснащены вертлюгом. Как понятно из названия, они могут вращаться, что необходимо при работе с некоторыми видами грузов. Да, тут получается так, что груз вращается, зато это предотвратить скручивание строп. Такие крюки делят на два вида: первый позволяет вручную позиционировать его, то есть, крутится он исключительно вручную, нагрузка на него никак не влияет. Второй тип более сложный и дорогой, у него есть подшипник, такой крюк крутится самостоятельно. Важно: такая особенность нужна далеко не всегда, в некоторых случаях вращения крюка может быть вредным.
Крюки с приварной площадкой предназначены для стационарной установки. Эта площадка приваривается к поверхности (ковш экскаватора и т.д.), за сам крюк цепляются стропы. Надежность в данном случае зависит не только от параметров самого крюка, но ещё и от того, насколько правильно и надежно он приварен. Стоит упомянуть такелажные крюки для разны рулонов, емкости (бочек и т.д.), который широко применятся в складских помещениях, логистике и т.д. У него особая конструкция, которая позволяет цеплять его за специальные петли или горловины. Также существует такелажный крюк-захват, он предназначен для фиксации на неровных поверхностях. У него есть изогнутые зубья, которые как раз и позволяют цеплять его там, где другие виды не зацепятся.
Можно упомянуть и литейный крюк, хотя у него очень ограниченная сфера использования – металлургические предприятия. У него широкий зев, также он обладает очень высокой термостойкостью и может выдерживать очень большие температуры. Это логично, так как он используется для перемещения очень горячих материалов (металл, конструкции, шлак и т.д.). У него нет защёлки, но она и не нужна, так как здесь главная задача – быстрый захват. Ещё есть крюк с вилочным соединением, у которого есть специальный фиксирующий штифт. В итоге получается очень надежное соединение, которое является разъёмным.
Как видите, такелажные крюки не так просты, как кажутся на первый взгляд. У них могут быть и дополнительные функции, например, индикатор перегрузки, который визуально укажет превышение допустимой нагрузки (или приближение к её пределу). Важно также следить за состояние крюков, нельзя использовать те, которые имеют повреждения. Это будет попросту небезопасно. Разумеется, покупать стоит только сертифицированные изделия, с которыми поставляется паспорт изделия. Такелажные крюки (как и любые такелажные элементы в целом) – не то, на чём можно экономить. Ведь тут есть не только соображения безопасности, но ещё и экономики – уронить груз может стоить очень дорого.