Что такое рым-болт и как его используют
Рым-болт это крепежный элемент, который относится к такелажу, то есть, используется при подъеме, транспортировке и захвате грузов. Они используются не только на грузовых работах, но и при строительстве, а также и в других целях. Конструкция рым-болтов достаточно проста, но при этом надежна и эффективна. Современные изделия должны соответствовать DIN 580-2010, ГОСТ 4751-73, а также другим нормам.
Конструкция
Рым-болт состоит из двух частей: собственно болта и кольца (который называется «рым»). Болт вкручивается в отверстие, а к кольцу цепляют трос. При этом кольцо может вращаться в пазу или быть монолитным. Вообще, существует много видов рым-болтов, о чем мы еще расскажем ниже. Главная особенность их конструкции заключается в том, что такие крепления могут быть как неподвижными, так и двигаться, что может быть важно в определенных ситуациях. Конструктивно можно выделить несколько основных видов рым-болтов:
-
Длинные имеют гайку, то есть, болт вкручивается в сквозное отверстие и дополнительно фиксируется гайкой, что повышает его надежность. Плюс тут в том, что отверстие может быть даже без резьбы.
-
Стандартные имеют более короткий болт, кроме того, они цельные, а их кольцо не может прокручиваться. Это распространенный вариант для тяжелых грузов, который считается надежным, но минус в том, что обязательно нужно отверстие с резьбой.
-
Рым-болты без болта, которые просто накручиваются на уже установленный болт. Они отличаются небольшими размерами, но могут использоваться только там, где болты уже были предварительно установлены.
-
Еще один популярный вариант, в котором кольцо установлено в паз и может вращаться в разных направлениях.
Иногда вместо кольца устанавливают крюк, что облегчает захват грузов. Разумеется, это не все типы, их гораздо больше, есть с поворотной петлей, разжимные, анкерные, со стержнем без резьбы, которые используются очень редко.
Как делают рым-болты
Их производят либо штамповкой, либо литьем. В качестве материала используют углеродистую или легированную сталь высокого качества, но есть изделия из низкоуглеродистой стали. Последние должны быть оцинкованы в обязательном порядке, что защищает их от коррозии. Это является достаточно важным, так как обычно их используют под открытым небом. Оцинковку делают четырьмя способами:
-
Холодным, где на уже готовые изделия наносят раствор. Самый простой способ, защита от коррозии хорошая, но не лучшая.
-
Гальванический – более сложный способ, при котором готовые изделия помещают в емкости с раствором солей цинка, после чего их подвергают воздействию электричества и происходит цинкование.
-
Диффузный, при котором чаще всего рым-болты обрабатывают парами цинка при высоких температурах. В результате получается хорошая защита от коррозии, правда такие изделия выглядят не очень хорошо, но в данном случае это мало кого волнует.
-
Горячий, который является самым распространенным, потому что он прост и дает самый оптимальный вариант. Готовые рым-болты помещают в цинк, температура которого около 460 градусов по Цельсию.
Сфера использования и назначение
В первую очередь рым-болты предназначены для разгрузочных и погрузочных работ, в этой сфере они удобны, надежны и универсальны. Также используются при буксировке автомобилей при производстве. Очень широко используются в строительстве, на сегодняшний день здесь они встречаются чаще всего. Кроме того, они часто применяются при возведении временных конструкций, где используются для крепления растяжек. Например, при возведении различных больших палаток и куполов. Также используются и при установке рекламных конструкций.
Применяются и в судоходстве, собственно, это первая сфера, где рым-болты получили широкое применение, особенно вариант с подвижным кольцом. Используются как для крепления такелажа (поэтому их и относят к этой подгруппе крепежей), так и для швартовки судов.
Сегодня рым-болты делают по современным технологиями, которые обеспечивают их надежность и долговечность. При их применении главное знать спецификации, например, максимально допустимую нагрузку и ни в коем случае не превышать ее. Кроме того, важен и правильный монтаж рым-болтов, а также соблюдение нехитрых правил эксплуатации:
-
К одному креплению можно подсоединить только один трос;
-
Ось болта должна быть под прямым углом относительно отверстия;
-
Необходимо следить за возможным появлением визуальных дефектов – это признак того, что крепеж нужно менять;
- Все элементы рым-болта перед установкой должны быть чистыми.