8 (800) 555-96-52
Бесплатный звонок по России
Статус заказа
Войти
Введите номер телефона для входа в личный кабинет, чтобы делать покупки, отслеживать заказы и пользоваться бонусной системой.
Войти или зарегистрироваться по почте
Введите E-mail и пароль для входа в личный кабинет, чтобы делать покупки, отслеживать заказы и пользоваться персональными скидками и пользоваться бонусной системой.
Забыли пароль? Регистрация по почте Войти или зарегистрироваться
по номеру телефона
Для восстановления пароля введите E-mail, указанный при регистрации или оформлении заказа
Назад
Придумайте новый пароль для входа в личный кабинет
Назад

Выбираем зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Статья

27 июня 2024

В этой статье мы поговорим о том, какое зарядное устройство для аккумулятора выбрать лучше. На первый взгляд выбор может показаться довольно простым, может так и было пару десятков лет назад, но не сегодня, когда используются аккумуляторы разных видов. Зарядное устройство может подойти для одного, но не подойти для другого. Оно может быть менее эффективным а в отдельном случае и вовсе повредить АКБ, тем типам, для которых требуются особые режимы заряда. Да и сами ЗУ могут отличаться не только по характеристикам и типу аккумулятора, для которого они подходят, но и по иным параметрам. Которые, в свою очередь, могут существенно сказываться на цене.

Конечно, в идеале вообще не допускать ситуации при которой АКБ разрядится, но всякое бывает, тем более в нашем климате. Да и большинство автомобилистов считают, что ЗУ входит в минимальный набор того, что должно быть у каждого. И дальше мы поговорим о том, как выбрать подходящую модель именно для вас, расскажем про некоторые особенности, которые нужно обязательно учитывать. А вот если купить первое попавшееся ЗУ (не важно, дорогое или дешевое), то оно может вообще не подойти. То есть, деньги будут потрачены зря, поэтому нужно понимать ещё до покупки, что именно вам нужно.

Общие моменты

В первую очередь поговорим про общие моменты, которые тоже относятся к выбору зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Про типы АКБ мы рассказывать не будем, тем более что на эту тему у нас есть отдельная статья, в которой мы очень подробно рассказывали про них. Но здесь отметим коротко, что между некоторыми типами автомобильных аккумуляторов может быть очень большая разница. Мы говорим именно с точки зарядного устройства, а не условий эксплуатации. Проще говоря, перед выбором ЗУ вам нужно знать тип аккумулятора вашего автомобиля и его особенности, особенно если говорить про ключевые.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Зарядные устройства делятся на автоматические и неавтоматические, первые значительно дороже, а поклонники есть у каждого типа. Но про это мы ещё поговорим ниже, здесь же про другое. Помимо собственно ЗУ есть также пуско-зарядные устройства, про которые мы тоже рассказывали в отдельном материале. Они не только могут собственно зарядить севший аккумулятор, но и помогут завести автомобиль при полностью заряженном АКБ. Рекомендаций мы тут давать не будем, каждый должен решать сам, нужна ли ему подобная возможность. Пуско-зарядное устройство имеет свою батарею, то есть, тут подключение к электросети не требуется. ЗУ на такое не способно, так как для запуска двигателя требуются большие токи.

Пуско-зарядное устройство стоит дороже обычного зарядного просто потому, что оно сложнее устроено и имеет собственный аккумулятор. Впрочем, тут могут быть и обратные ситуации, нужно смотреть на конкретные модели. Также есть просто пусковые устройства, которые помогут завести автомобиль, но при этом не могут заряжать аккумулятор. В принципе, сегодня нет большого смысла покупать отдельно ЗУ и ПУ, проще приобрести пуско-зарядное и иметь два устройства в одном корпусе. Тем более среди них есть компактные модели, которые занимают совсем немного места. Ну и конечно стоит отметить, что автомобильный аккумулятор может «дожить» до такого состояния, что нужно сразу покупать новый.

Параметры зарядного устройства

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов раньше делились на трансформаторные и импульсные. Почему раньше? Потому что первый тип сегодня практически не используется и не выпускается - он слишком громоздкий. Считается более надежным, но и это мнение устарело, ведь современные импульсные устройства в этом плане уже не проигрывают, они стали достаточно надежными при условии, что это качественная модель от хорошего производителя, а не непонятная дешевая поделка. Поэтому сегодня в покупке трансформаторного зарядного устройства никакого смысла нет даже с практической точки зрения.

Выше мы упоминали, что ЗУ для автомобильных аккумуляторов разделяются на автоматические и неавтоматические. Первые умеют определять емкость и напряжение АКБ, подстраиваясь под его тип. То есть, работают по принципу «подключил и думать не надо», могут быть оснащены цифровыми дисплеями, на которые выводятся параметры. Неавтоматические подразумевают, что пользователь сам устанавливает нужные параметры. В принципе, первый вариант на самом деле лучше, хотя есть немало водителей, которые принципиально выберут второй вариант. Мотивируют это тем, что мол лучше уж самому поставить характеристики зарядки, который лучше всего подойдет под конкретный аккумулятор. А автоматические зарядные устройства такие водители зачастую считают просто плохими и мало на что способными. Но где правда?

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Тут стоит начать с того, что автоматическое зарядное устройство будет лучше (или удобнее) только в том случае, если оно качественное и от надежного производителя. То есть, дорогое, чудес тут не бывает, если купить дешевое от непонятного производителя, оно может работать не совсем корректно. Вплоть до того, что будет неправильно определять параметры аккумулятора, а тут уже ни о каком полноценном автоматизме речи быть не может. Поэтому если покупать автоматическое ЗУ, то выбирать нужно хорошее. Неавтоматическое подразумевает контроль, например, его нужно вовремя отключить чтобы избежать перезаряда. Тут есть программируемые модели, но мало кто хочет с этим возиться. Впрочем, если есть желание сэкономить и вы знаете, что часто пользоваться ЗУ вам не придётся, можно купить простенькое автоматическое, оно будет гораздо дешевле, чем качественное автоматическое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

Но вне зависимости от типа зарядного устройство, оно должно соответствовать параметрам аккумулятора. И не так уж и много, сперва мы коротко про них расскажем, а дальше поговорим про некоторые нюансы. Обратите внимание, что эти параметры должны соответствовать вашему аккумулятору, в противном случае его можно повредить, а то и вызвать возгорание. Ну а параметры есть следующие:

Напряжение. Тут нужно ориентироваться как на напряжение бортовой сети автомобиля, так и на особенности АКБ, которые нужно знать. К примеру, для кальциевых нужно выше 16 В, а на такое способно не каждое ЗУ. Считается, что для легкого автомобиля подойдёт 12 В, для грузового будет нужно 24 В, но сегодня, с появлением новых типов АКБ, ситуация поменялась. К примеру, при зарядке AGM напряжение не должно быть выше 14,7 В. Все типы аккумуляторов мы перечислять не будем, просто ещё раз отметим: знайте параметры вашего АКБ, они должны быть написаны, в том числе и на нём.

Напряжение питания. Большинство устройств работают от 220 В, то есть, от обычной электросети. Но есть и другие варианты, от 12 до 24 В, а пуско-зарядные устройства имеют свой АКБ. Правда, его ёмкости для полноценной зарядки будет недостаточно, всё же они в первую очередь предназначены для экстренного запуска двигателя.

Ток заряда. От него зависит скорость заряжания аккумулятора, рекомендации тут есть разные. Чаще всего можно увидеть мнение, что он должен быть в районе 10% от ёмкости аккумулятора. То есть, если это АКБ со 100 Ач, то оптимальным значением тока заряда будет 10 Ач. Однако, сегодня многие производители рекомендуют остановиться на 5%, то есть, 1/20 из соображений безопасности. О причинах этого мы ещё поговорим ниже, но и здесь отметим, что ориентироваться нужно на рекомендации производителя вашего аккумулятора для автомобиля.

Например, некоторые ЗУ могут поддерживать быструю зарядку, когда до определенного процента заряда она идёт на высоких токах, что позволяет сэкономить время. Это полезно, когда ехать нужно срочно, но вот не все АКБ смогут заряжаться в таком режиме, некоторые просто испортятся. Обратите внимание, то здесь указываются как минимальные, так и максимальные токи заряда, то есть диапазон. Если это неавтоматическое зарядное устройство, то вы должны самостоятельно выставить значение, качественные автоматические сами подстроятся.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

У зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов могут быть и дополнительные функции, про них тоже стоит рассказать, тем более некоторые из них могут быть очень важными и полезными. У ЗУ могут быть защитные функции, которые защитят устройство от перегрева, перегрузки, неправильного подключения клемм и т.д. В общем, тут чем больше защитных функций - тем лучше, лишними они никогда не бывают, правда, они добавляют к стоимости. Хотя если покупать достаточно дорогое автоматическое ЗУ, то в нём почти всегда будут защитные функции. Индикация текущих параметров может быть упрощённой, в виде светодиодов или в виде цифрового дисплея. В принципе, возможность видеть актуальные параметры лишней не бывает, хотя это нужно далеко не всем.

Десульфатация - особый режим, который есть не у всех ЗУ. Суть его в том, что на пластинах образовываются сульфаты серной кислоты, плотность электролита становится ниже, падает и емкость аккумулятора. Если у ЗУ есть такой режим, то при подключении АКБ оно запустит цикл заряд-разряд, что позволяет очистить пластины и восстановить емкость аккумулятора. Правда, на это потребуется много времени, иногда в таком виде аккумулятор должен стоять несколько дней. Но стоит отметить, что это возможно не со всеми типами автомобильных аккумуляторов, да и не всегда получится восстановить емкость полностью.

У зарядного устройства могут быть дополнительные разъемы, которые позволяют заряжать и другие устройства, не только аккумуляторы, кому-то эта функция может показаться полезной. Некоторые модели оснащены фонариком, что может помочь в темноте. Хотя, сегодня фонарик есть в каждом смартфоне, поэтому эту функцию нельзя назвать необходимой. При выборе зарядного устройства для автомобильного аккумулятора стоит обратить внимание на его габариты и вес. Тут есть как относительно компактные устройства, так и габаритные и тяжелые.

Что ещё нужно знать про выбор ЗУ для АКБ

В заключительной части статьи расскажем про ещё несколько моментов, которые нужно знать при использовании зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Начнём с тока заряда, о котором мы уже упоминали выше. Как мы отметили, сегодня рекомендуют устанавливать его в 5% от емкости аккумулятора. Это связано с тем, что современные аккумуляторы зачастую необслуживаемые, то есть, в них нельзя долить электролит и т.д. Из-за этого внутри может быть повышенное газообразование, что потенциально опасно, поэтому и рекомендуют заряжать на более низком токе. Но опять же, это актуально не для всех типов, здесь нужно смотреть на рекомендации производителя АКБ и следовать им.

Устройства, которые могут работать в автоматическом режиме, могут менять токи зарядки. Работает это так, как и со смартфонами - до 70-80% зарядка идёт в нормальном режиме, потом уже в медленном. При зарядке АКБ есть определенные правила безопасности. Не рекомендуется делать это в жилом помещении, само помещение должно быть проветриваемым. Сперва аккумулятор подключают к зарядному устройству, а уже потом последнее включают в сеть. Рядом с аккумулятором не должно быть источников огня. Процесс зарядки стоит контролировать, даже если это автоматическое устройство. Если это обслуживаемый аккумулятор, то у каждой банки должны быть откручены пробки, для необслуживаемых другие рекомендации, которые должны быть в инструкции.

Некоторые современные зарядные устройства могут не только определить емкость аккумулятора, но ещё и проверить его работоспособность. Особенно это актуально в том случае, если речь идет про необслуживаемый аккумулятор, в который нельзя заглянуть. И если зарядное устройство сигнализирует, что с АКБ проблема, лучше его заменить как можно быстрее, даже если он ещё работает.