Бесплатный звонок по России
Статус заказа
Войти
Введите номер телефона для входа в личный кабинет, чтобы делать покупки, отслеживать заказы и пользоваться бонусной системой.
Войти или зарегистрироваться по почте
Введите E-mail и пароль для входа в личный кабинет, чтобы делать покупки, отслеживать заказы и пользоваться персональными скидками и пользоваться бонусной системой.
Забыли пароль? Регистрация по почте Войти или зарегистрироваться
по номеру телефона
Для восстановления пароля введите E-mail, указанный при регистрации или оформлении заказа
Назад
Придумайте новый пароль для входа в личный кабинет
Назад
Каталог товаров

Выбираем недорогой и хороший мотоблок Статья

16 мая 2021

Правильно выбранный мотоблок станет универсальным и многофункциональным помощником, который способен выполнять самые разнообразные задачи. Мотоблоки покупают не только фермеры, их выбирают для огородов, дач и загородных участков. Но отметим, что для небольших участков, вроде стандартных шести соток, мотоблоки покупают редко, так как там они обычно просто не нужны. Многих отпугивает их цена, люди считают, что мотоблок это дорогая техника. Вообще, вопрос цены зачастую самый важный, поэтому мы и говорим о нем во вступлении.

Да, мотоблок за 10-15 тысяч рублей не купишь, даже самые легкие и дешевые модели стоят от тридцати тысяч. Но учитывая тот набор функций, который он может выполнять (об этом расскажем ниже), вполне возможно, что если покупать эту всю технику отдельно, то выйдет дороже. Плюс ее нужно будет где-то хранить. Конечно, это весьма условные рассуждения, ведь всем нужны разные функции. У кого-то мотоблок будет работать вместо снегоуборщика, а кто-то зимой на дачу не приезжает и снег не убирает. Таким образом, чтобы определиться с целесообразностью покупки мотоблока и выбрать лучшую модель именно для вас, нужно знать, какие задачи вам нужно выполнять. И уже с учетом этого делать свой выбор. А как его сделать правильно мы и обсудим в нашей статье.

Что такое мотоблок и что он может делать

Если ответы на эти вопросы для вас очевидны, то этот раздел статьи вы можете пропустить и перейти к следующему. Но мы в любом случае должны рассказать, что такое мотоблок и какие функции он способен выполнять.

Мотоблок – это мобильное и самоходное средство с дизельным или бензиновым двигателем. «Мотоблоком» называются как собственно тяжелые и колесные агрегаты, так и легкие мотокультиваторы. Однако стоит заметить, что классический культиватор это все же не мотоблок, так как он «заточен» под выполнение меньшего количества функций. Впрочем, о терминах можно спорить долго, но мы не будем. Чаще всего это машины с одной осью и двумя колесами. Устройство типичного мотоблока состоит из четырех основных частей:

  • Двигатель. Может быть дизельным или бензиновым. Последние разделяются на двухтактные и четырехтактные. По мощности варьируются от 1,5 до 10-11 лошадиных сил, но в среднем это около 6-7 л.с.

  • Трансмиссия. Про разные виды мы еще поговорим ниже, но здесь заметим, что выбирать приходится из нескольких решений, каждое из которых имеет свои плюсы и минусы.

  • Система агрегатирования. Это как раз та система, которая позволяет подключать разные устройства и орудия. Здесь есть одна принципиальная разница: у мотокультиваторов они устанавливаются на ось, а у колесных крепятся отдельно, на кронштейне.

  • Система управления. Мотоблоки это самоходные устройства, тем не менее, ими нужно управлять, что может требовать некоторых усилий. Системы управления также бывают разные и зависит от типа мотоблока. Например, у легких моделей может не быть тормоза. А типичное управление это рулевые штанги, за которые держится оператор и направляет его в нужную сторону. Кроме того, есть и другие элементы управления, количество которых также зависит от возможностей конкретной модели.

Типичный мотоблок можно использовать для:

  • Обработки почвы (окучивание, вспашка);

  • Покоса травы;

  • Уборки снега;

  • В качестве привода для стационарных устройств;

  • Для перемещения грузов (буксирование полуприцепов);

  • Разбрасывать удобрения, выполнять роль пульверизатора;

  • Сажать и выкапывать картофель.

Это не все, есть и другие функции. Правда справедливости ради стоить сказать, что не все мотоблоки такие универсальные, есть как мощные модели, которые выполнят любую задачу из вышеупомянутых, а есть и узкоспециализированные, которые не могут сделать все. Как это определить? Довольно просто. Чтобы выполнять определенную задачу, необходимо приобрести дополнительное оборудование, например, косилку, культиватор и т.д. Соответственно, если мотоблок не предусматривает установки снегоуборщика (или не хватает мощности), то убрать им снег не получится.

Мотоблок, огород, работа

Это очень важный момент, на который стоит обратить самое пристально внимание, а в случае сомнений уточнить у продавца, действительно ли конкретная модель способна выполнять эти функции. Обратите внимание и на комплектацию, почти всегда с мотоблоком поставляется набор навесного оборудования, но это не значит, что данная модель способна выполнять только эти функции. Ну а теперь перейдем к разговору о том, как выбрать хороший мотоблок для вашего участка в зависимости от того, что вам требуется делать.

Категории мотоблоков

Вопрос выбора мотоблока можно обсуждать бесконечно, нюансов здесь не просто много, а очень много. К сожалению, в огромной статье смысла нет, просто потому, что очень большой объем информации трудно усвоить, да и в любом случае, некоторые моменты будут упущены. Но основное мы точно разберем и вы как минимум получите общее представление о том, как выбрать хороший мотоблок для вашего участка. И в первую очередь нужно сразу определиться с категорией, что сразу отсеет для вас большое количество моделей и упростит выбор. Мотоблоки принято разделять на три категории:

  • Легкие. Не отличаются мощным двигателем и большим количество дополнительных опций, весят мало, стоят недорого. Именно в этой категории больше всего узкоспециализированных моделей. Отличаются маневренностью, что особенно удобно при ряде работ, для серьезных задач подходят не очень хорошо, зато если участок 25, максимум 30 соток, то мотоблока из этой категории будет достаточно. Но с оговорками на другие параметры, ведь здесь встречаются маломощные и очень легкие модели, которым будет трудно справится с плотным и тяжелым грунтом. Но в целом, для дач и огородов покупают именно легкие модели.

  • Средние. Это уже более дорогие и тяжелые мотоблоки, но большинство моделей из этой категории уже не только мощнее, но и универсальнее. Они подойдут для работы на больших участках, но для фермерских хозяйств все еще недостаточно мощны. Впрочем, мотоблоки из этой категории покупают и фермеры в качестве подсобного средства для выполнения определенных работ. Для участков площадь меньше 20 соток покупать мотоблок из этой категории большого смысла нет, разве что вам нужны такие функции, которых нет у легких моделей.

  • Тяжелые. Скажем честно: для небольших дачных участков покупать такие мотоблоки имеет смысл только тогда, когда есть лишние деньги и место, где его хранить. В эту категорию входят самые мощные и универсальные модели, которые в том числе могут перевозить и грузы. В фермерских хозяйствах подобные агрегаты зачастую заменяют мини-тракторы. Способны справится с любой задачей, конечно, если вы приобретете дополнительное оборудование для него. Которое может как легкий мотоблок в некоторых случаях. А если говорить короче, то мотоблоки из этой категории предназначены исключительно для профессионального применения.

Мотоблок

Характеристики и параметры мотоблоков

Если вы определились с категорией мотоблока, но теперь нужно смотреть на его параметры. Про некоторые из них можно написать отдельную статью, но мы постараемся рассказать самые основные моменты и сделать это коротко. Ну и нам кажется, что при выборе не всегда нужно вникать во все нюансы, многие из которых имеют отношение только к эксплуатации. Но перейдем к делу.

Мощность двигателя

Вы уже выбрали категорию, в каждой из которых есть свои диапазоны мощности двигателя. Тут можно долго рассказывать, сравнивать, но если говорить коротко и усреднить все рекомендации, то получается такая картина:

  • Если мощность двигателя от 2,5 до 3,5 л.с., то этого хватит для работы с участком до 20 соток;

  • От 3,5 до 5 л.с. будет достаточно для участка площадью до 60 соток.

  • От 5 до 6,5 л.с. подходят для участков до 1 гектара.

  • Если участок больше гектара, то тут уже нужны модели от 9 л.с.

Данные цифры являются усредненными, кроме того, здесь подразумевается обработки земли (например, вспашка) с нормальной производительность. Не очень быстро, зато и не очень долго. Для других типов работ может потребоваться другая мощность, также учитывайте и характер грунта. Ведь одно дело работать на участке с уже рыхлой почвой, которая ранее неоднократно обрабатывалась, другое дело работать с необработанной землей, а если еще и почва плотная и тяжелая?

Тип двигателя

Здесь есть выбор между дизельным и двумя вариантами бензиновых (двухтактный и четырехтактный). Если не вдаваться в глубокие рассуждения и сказать коротко, то дизель это большая масса, выше цена, длиннее срок службы, надежность. Однако, дизельные двигатели сложнее завести, шум и вибрации сильнее, техобслуживание дороже. Соответственно, с бензиновыми двигателями все иначе, но там приходится выбирать между четырехтактными и двухтактными. Впрочем, современные модели практически всегда оснащены четырехтактными бензиновыми двигателями, поэтому особенно выбирать тут уже не нужно. Но заметим, что разница между двумя типами для большинства потребителей (подразумеваем бытовое использование) не будет принципиальной.

Двигатель является основной и самой дорогой частью мотоблока. При выборе также стоит обратить внимание на его моторесурс. Чем он выше, тем реже придется делать техническое обслуживание. Правда, более надежные двигатели стоят дороже, ну а рекомендациями производителя пренебрегать не стоит в любом случае.

Мотоблок легкий

Вал отбора мощности

Или, как его называют, просто ВОМ. Это тот элемент, к которому прикрепляют дополнительное оборудование. Он нужен для передачи вращения от двигателя на оборудование. Нужен он далеко не всегда, без него можно обойтись во многих случаях, но если нужно косить, копать картофель, использовать мотоблок как пульверизатор и т.д., то он необходим. Отметим, что у многих моделей нет возможности включать или выключать вал, то есть, он будет вращаться всегда, когда запущен двигатель. Но если он не нужен, то его в целях безопасности закрывают специальной крышкой.

Стоит отметить, что у легких моделей вала отбора мощности почти всегда нет, поэтому их функциональность ограничена. Вал может выступать как сзади, так и спереди, что необходимо учитывать при покупке навесного оборудования. Ведь если оно должно устанавливаться спереди (например, ковш), то его заднее расположение не подойдет. Относительно ВОМ и его конструкции можно говорить еще долго, есть масса нюансов, но эта тема для отдельного обсуждения. Самое важное, что нужно учитывать при выборе, мы написали.

Редуктор

В современных мотоблоках используются разные редукторы, оптимального варианта, который можно было бы использовать всегда не существует. У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Конечно, при выборе мотокультиватора практически никто не обращает внимания на редуктор, а зря. Смотреть нужно и на это. При прочих равных иногда и этот параметр может иметь важное значение. В мотоблоках используются следующие виды редукторов:

  • Червячный. Простая конструкция, чаще его можно увидеть на легких моделях. Стоит дешево, имеет высокий КПД. Но он не отличается высокой надежностью, его ресурс низкий, может перегреваться и не имеет реверса. Поэтому он и встречается на легких моделях, которые не могут похвастаться универсальностью. Кроме того, он плохо переносит высокие нагрузки, поэтому для работы на целине подходит слабо.

  • Шестеренчатый. Как понятно из названия, в этом редукторе используются исключительно шестерни. Обычно имеют большое количество передач, неприхотливы и надежны. В тяжелых мотоблоках используют чаще всего именно шестеренчатые редукторы, так как они выдерживают высокие нагрузки. Впрочем, заметим, что надежность и способность выдерживать нагрузки зависит от качества металла, поэтому такой редуктор не может быть дешевым, чудес не бывает.

  • Цепной. Конструкция относительно простая, ключевые элементы это цепь и две шестеренки. В случае чего, отремонтировать такой редуктор сможет любой, главное иметь запчасти. Стоит недорого, ресурс его использования достаточно высок. Однако, под высокими нагрузками (или просто со временем) цепь может растягиваться, что со временем приведет к ее разрушению. Или к разрушению шестерен, поэтому за этим моментом нужно следить. Также, если вы выбрали мотоблок с этим типом редуктора, рекомендуем уточнить у продавца, в каком он корпусе. Он может быть неразборным или разборным. В первом случае ремонт будет невозможен и придется менять редуктор, поэтому второй вариант всегда лучше.

  • Шестеренчато-цепной. Является комбинированным вариантом двух предыдущих, отличается низким уровнем шума и слабыми вибрациями, высокой надежностью. Сегодня это один из самых популярных видов редукторов, который устанавливается на мотоблоки из любых категорий. Однако, он дорог в обслуживании и ремонте, да и цена его высока. Но в целом, это один из самых оптимальных вариантов.

Другие элементы конструкции

Также имеет смысл рассказать и про другие элементы конструкции и параметры, которые не столь важны, но и на них нужно смотреть при выборе мотоблока.

Центр массы может быт расположен по центру, спереди или сзади. Выбор зависит от типа выполняемых работ и навесного оборудования. Например, если преимущественно используется плуг, то очевидно, что лучше будет мотоблок с центром тяжести спереди. А если используется снегоуборщик, косилка, то удобнее будет центр тяжести сзади. Да, можно не обращать на это внимания, но учтите, что от этого очень сильно зависит комфорт при работе мотоблоком и затрачиваемые оператором усилия.

Ширина колеи. Этот фактор указывает на производительность, понятно, что чем этот параметр больше, тем за меньшее количество проходов можно обработать определенную площадь. Но, как оно обычно и бывает, есть нюансы. Учитывать нужно еще и навесное оборудование и соответствие его параметрам (мощности) мотоблока. Если его двигатель позволяет работать с оборудованием, которое обрабатывает колею до 50 сантиметров, не стоит пытаться вешать такое, которое обрабатывает 90-100 сантиметров. На мотоблок будет слишком большая нагрузка, что не слишком хорошо. А уж про первичную обработку почвы и говорить не стоит. Кроме того, не на всех дачных участках нужна большая ширина колеи, опять же, это зависит от типа работ.

Рукоятка и элементы управления. Эргономика рукоятки сильно влияет на удобство работы, в идеале должна быть возможность регулировать ее высоту и наклон, что позволит с комфортом работать людям разного возраста. В целом, производители стараются делать удобные рукоятки, но обратить на это внимание будет не лишним. Аналогично можно сказать и про элементы управления. Бывают модели, где их расположение не слишком удобное, но в большинстве случаев проблем нет, разве что иногда нужно просто привыкнуть. Особенно, если ранее использовали мотоблок, где элементы управления были расположены совсем иначе.

Защитные крылья. Могут показаться мелочью, но на самом деле они не только защищают оператора мотоблока, но и не позволяют земле разбрасываться в стороны. Есть они не на всех моделях, но лучше, если они предусмотрены производителем.

Рама. Рама это элемент, на котором крепятся все элементы мотоблока. Она должна быть прочной, это ее основной параметр. В общем, производители не экономят на рамах, никто не будет делать ее из мягкого и непрочного сплава, в этом просто нет никакого смысла. Но при покупке дешевых мотоблоков от неизвестных производителей на это лучше обратить внимание.

Мотоблок в саду

Навесное оборудование и комплектация

Выше мы разобрали сам мотоблок и основные его характеристики и параметры, которые стоит учитывать при его выборе. А в заключительной части мы коротко поговорим про навесное оборудование и комплектацию. Почему коротко? Потому что про некоторые виды навесного оборудования можно написать отдельные статьи, но наш материал и так получился достаточно длинным, поэтому мы ограничимся общими моментами.

Во-первых, нужно смотреть на комплектацию. Она бывает сильно разной, иногда в комплект поставки входит даже больше того, что нужно, а иногда наоборот, меньше. Некоторые модели могут продаваться вообще «голыми». Логика производителей тут есть, да и с точки зрения покупателя это не так уж и плохо, ведь можно сэкономить, не покупаю то, что не нужно. Правда, возни с поиском может быть больше. Но все же в большинстве случаев мотоблоки комплектуются основными видами навесного оборудования.

Во-вторых, навесное оборудование должно соответствовать возможностям мотоблока, выше мы писали про это. Тут речь не только о принципе крепления (что, разумеется, учитывать нужно всегда), но и о соответствии возможностей навесного оборудования и мощности мотоблока.

Что касается качества навесного оборудования, то это тема для отдельного разговора. Да и одно дело выбирать плуг, а другое дело навесное оборудование для уборки снега. В любом случае, вам нужно смотреть на ваши задачи и иметь навесное оборудование для мотоблока, которое способно их выполнить. На навесном оборудовании экономить тоже не стоит, лучше покупать то, что точно подойдет для вашего мотоблока, отличается надежностью и производительностью, а не первое, что попалось на глаза и устраивает по цене.

Если подойти к выбору мотоблока не спеша и выбрать его под решение ваших задач, то он станет отличным помощником на вашей даче или загородном участке. Не забывайте делать своевременное техническое обслуживание, прочитать инструкцию от производителя и соблюдать правила эксплуатации. В этом случае ваш мотоблок прослужит значительно дольше, да и проблем с ним будет меньше.