Виды запорной арматуры Статья
В этой статье мы поговорим про запорную арматуру, разберём, каких видов она бывает и в чём их особенности. Запорная арматура – наиболее часто используемый вид трубопроводной арматуры. Применяется для перекрытия потока рабочей среды (не обязательно воды, это могут быть другие жидкости или газы), а также для контроля потока. Да, всё правильно, обычный водопроводный кран или вентиль на трубе также относятся к запорной арматуре.
Классификация запорной арматуры
Перед тем, как начать говорить про конкретные виды запорной арматуры, нужно поговорить о классификации в общем. С точки зрения выбора это тоже важно, поможет понять, что именно нужно в том или ином случае. В первую очередь её классифицируют по функции, в первую группу относится собственно запорная, которая перекрывает поток полностью. Бывает разных типов, но обычно это довольно простые, но при этом надёжные изделия. Сложная конструкция им и не требуется, за исключением отдельных случаев. К следующей группе относят запорно-регулирующую или просто регулирующую. Фактически аналог предыдущего варианта, но с возможность регулировать интенсивность потока жидкости или газа. То есть, здесь есть возможность перекрывать трубу частично.
Обратная запорная арматура нужна для предотвращения обратного потока жидкости или газа. Бывает разных типов, например, для обычной эксплуатации или для аварийных случаев. Чаще всего это различные разновидности клапанов. Следующий тип – предохранительная или аварийная. Срабатывает при определённых условиях, может автоматически сбрасывать избыток давления. Может срабатывать и из-за превышения других параметров (температура и т.д.). К последнему виду относится отключающая, фактически аналог предыдущего вида, но здесь она перекрывает поток.
Другие виды также могут относить к запорной арматуре, но формально это будет ошибкой. Например, смесители сами по себе к запорной арматуре не относятся. Но их относят к ней так как если говорить, к примеру про дома и квартиры, там под смесителем понимают кран, но при этом сама функция смешения разных жидкостей не считается запорной арматурой. Или контрольная, которая устанавливается в измерительные приборы (например, в счётчики воды). В целом, можно считать, что если функция перекрытия отсутствует, то это уже не запорная арматура.
Следующий тип классификации – способ установки. Если предыдущее мы выбираем исходя из того, что нам требуется (если нужен кран, никто не будет ставить клапан вместо него), то здесь уже зачастую можно подумать и выбрать. У каждого способа установки есть свои плюсы и минусы, если вы планируете монтировать запорную арматуру самостоятельно, то над этим действительно стоит подумать, ну а мы расскажем подробно.
Фланцевое соединение. Фланец – круглая пластина с отверстиями для крепежа, которые стягиваются между собой болтами. Они очень надёжные, просты в монтаже (при условии, что фланцы уже есть на двух элементах). К недостаткам относят то, что у них больше габариты и вес. В быту используется очень редко, это соединение предназначено для трубопроводов большого диаметра, там для соединения труб или установки запорной арматуры используется гораздо чаще. Сами фланцы к трубам (или арматуре) могут крепиться сваркой или на резьбу.
Приварное соединение также практически не встречается в быту. Основная причина тут в том, что приваренную запорную арматуру будет тяжело снять, не говоря уж о том, что требуются сварочные работы. Вдобавок этот способ зачастую попросту избыточен – сварка обеспечивает самое надёжное и герметичное соединение, но применяют её там, где это соединение точно не будут разбирать очень долго. И это в любом случае не лучший выбор для трубопроводов, где нет большого давления. Сюда же можно отнести и соединение пластиковых труб при помощи специального паяльника.
Муфтовое соединение используется в быту довольно часто. Тут используется муфта, при помощи которой соединяют трубу и запорную арматуру. Это делают накручивая резьбу, способ подходит для трубопроводов не самого большого диаметра и без большого давления. Монтаж прост и очень быстр, единственное ограничение – на трубе должна быть резьба, если её нет, то её придётся сделать, а для этого подойдут трубы не из всех материалов. Тем не менее, если установлены металлические трубы, муфтовое соединение будет одним из лучших выборов.
Резьбовые соединения также очень часто используются в бытовых сетях, обычно тут резьба уже нанесена на торец запорной арматуры. Удобны в монтаже, надёжны и заменить их можно без особых проблем, навыков и инструментов. Тут могут быть разные варианты со своими особенностями, но в данной статье мы это разбирать не будем, иначе она получится слишком длинной.
Что нужно учитывать при выборе запорной арматуры
Перед тем, как начать говорить о собственно видах, расскажем об общих моментах, которые нужно учитывать при выборе. Да, смотреть нужно не только на тип и способ соединения, но и на другие нюансы, которые могут быть крайне важны с точки зрения эксплуатации. В первую очередь это материал, где встречаются следующие варианты:
-
Сталь. Тут подразумевается нержавеющая сталь, обладает высокой прочностью, не боится высоких температур, используется очень широко.
-
Латунь. Устойчива к коррозии, латунная запорная арматура из латуни отличается небольшим весом, часто используется именно в бытовой сантехнике.
-
Чугун. Прочный, устойчивый и долговечный, также нередко используется в бытовых водопроводных сетях. Из недостатков – больший вес, чем у других материалов, но принципиального значения это не имеет.
Сегодня также встречаются пластиковые изделия, но они предназначены для труб небольшого диаметра и применяются ограниченно. Всё же металл более надёжный вариант, если какие-то элементы водопровода могут делать из пластика (даже трубы могут быть такими, сегодня это распространено), то вот именно запорная арматура обычно металлическая.
Диаметр, как назначение и вид запорной арматуры это уже не вопрос выбора, а вопрос совместимости. Он должен соответствовать диаметру трубы, тогда не возникнет сложней с монтажом. Разумеется, всегда можно что-то придумать, использовать переходники, но в данном случае это будет откровенно глупым решением. Дополнительные элементы – дополнительный шанс нарушить герметичность, не стоит усложнять конструкцию там, где можно сделать просто. Также есть параметр давления, которое способно выдержать запорная арматура. В быту это принципиального значения не имеет, там любые изделия выдерживают куда больше давления, чем фактические (при условии, что они качественные). А вот в случае с системами, где давление может быть очень высоким, на это уже обращают внимание. Но, повторимся, в быту это принципиального значения не имеет.
Пару слов стоит сказать о производителях и ценах. Сегодня запорная арматура (взять хоть краны) выпускается в огромном ассортименте, а цены могут быть от сотен до тысяч и даже десятков тысяч рублей. Впрочем, в последнем случае речь часто идёт про какие-то дизайнерские решения, их мы рассматривать не будем, это всё же дело вкуса. Но всё же за самыми дешёвыми изделиями от совсем неизвестных производителей гнаться тоже не стоит. Не забывайте, что запорная арматура – крайне важный элемент, у которого ключевое – это надёжность. Изделия низкого качества могут прослужить недолго (даже шаровые краны могут ломаться через несколько месяцев), но это ещё полбеды.
Главная беда в том, что в нужный момент они могут попросту не выполнить свои функции. Поэтому на наш взгляд экономить на этом не стоит, нужно покупать качественные изделия. Тем более, такие прослужат года, а то и десятилетия, поэтому тут лучше сразу выбрать хорошее качество и надёжность. Разумеется, помимо собственно качества, есть ещё и другие моменты, вроде параметров эксплуатации, правильности монтажа и т.д. Но если запорная арматура изначально плохого качества, всё остальное уже не будет иметь значения.
Виды запорной арматуры
Ну а теперь поговорим про основные виды запорной арматуры. Сразу отметим, что здесь мы будем говорить именно про наиболее распространённые виды, про те, которые используются чаще всего (в том числе и в быту). Первый вид запорной арматуры – всем известные краны. Состоит из корпуса, затворного элемента (который перекрывает магистраль), его также могут называть пробкой. Управляют ей путём поворота вентиля или рычага. Про краны можно говорить довольно долго, но в основном их различают по типу запорного элемента, именно об этом мы и расскажем ниже.
Первая разновидность – всем известные шаровые краны. Запорный элемент имеет форму шара в котором есть сквозное отверстие. Когда оно вдоль трубы – вода проходит свободно, когда шар поворачивают, проход закрывается. Повернуть его нужно на 90 градусов. К плюсам относят то, что в положении «открыт» очень низкие гидравлические потери (поток практически не задерживается). В закрытом состоянии обеспечивает высокую герметичность, сама конструкция с одной стороны простая, с другой стороны очень надёжная. Они выпускаются разных разновидностей, есть специфичные подвиды под особые задачи, но мы это в нашей статье разбирать не будем. Совокупность достоинств шаровых кранов сделала их одним из самых распространённых видов. При этом они используются и на трубопроводах большого диаметра.
Вторая разновидность – конусный кран, в котором запорный элемент имеет форму конуса. Принцип действия похож на таковой у шарового крана, но отверстие здесь трапецевидное. Но сегодня они считаются устаревшим типом и используются редко. Они сложны в изготовлении, там сложно обеспечить герметичность, есть и другие нюансы. Они могут использоваться в промышленности, но в быту не встречаются. Также краны могут разделять по типу управления: рычаг, вентиль и реже другие варианты.
Следующий тип – задвижки, которые служат для перекрытия потока. Также широко распространены, в них запорный элемент перемещается перпендикулярно. Бывают клиновые разных разновидностей, параллельными, поворотными и других типов. Особенность задвижек в том, что их делают под любые диаметры труб, от совсем небольших, до магистральных. На трубах небольшого диаметра могут управляться рычагом, на больших диаметром – вентилем, при этом могут потребоваться приличные усилия, чтобы перекрыть трубу. В целом задвижки имеют простую, но надёжную конструкцию, способны выдерживать очень большое давление, в эксплуатации неприхотливы. Их также можно отнести к распространённой запорной арматуре – применяются они повсеместно.
Следующий вид запорной арматуры – клапаны, их особенность в том, что они перемещаются параллельно оси потока. Среди них встречаются не только собственно запорные, но и регулирующие, которые позволяют регулировать напор или другие параметры. Про клапаны можно говорить очень долго, они выпускаются в очень большом ассортименте. По конструкции они чем-то напоминают задвижки, с той разницей, что затвор двигается не перпендикулярно, а параллельно. Если не вдаваться в особенности каждой разновидности клапана, то в среднем у них есть следующие достоинства.
Ход затвора небольшой, поэтому они имеют небольшие габариты и массу. В них легко добиться высокой герметичности, при закрытии и открытии трение минимальное, а это снижает износ и продлевает срок службы. К недостаткам относят высокое гидравлическое сопротивление (существенно выше, чем у шаровых кранов). Есть ограничения по диаметру, запорные клапаны подходят не для всех труб. В конструкции будут застойные зоны, которые могут привести к засорению или ускорению коррозии.
Сегодня выбор подходящей запорной арматуры не является сложной задачей, ассортимент большой, нужно лишь знать, что именно вам нужно. Более того, отдельно выпускаются особые типы, например, для батарей отопления, которые позволяют легко регулировать температуру радиатора. Это уже специализированные типы, использовать которые в других сферах не получится.