Металлополимеры для ремонта Статья
Металлополимеры широко используются на заводах и предприятиях при проведении ремонтных и восстановительных работ техники. В зависимости от того, какой металл входит в состав металлополимера будут отличаться его свойства и область применения. Так, например, жидкий ремонтный полимер, наполненный алюминием, используют для изготовления инструментов, которые подвергаются воздействию высоких температур; а металлополимеры с титановым наполнителем применяют там, где важна устойчивость к химикалиям и давлению: для восстановления корпусов насосов, ремонта роторов, шарикоподшипниковых опор.
В первую очередь при работе с металлопластиками следует уделить внимание рабочей поверхности. Грязь, пыль, ржавчина оказывает негативное влияние на адгезию материалов. Поэтому поверхность должна быть обезжиренной, чистой и сухой. Сильные загрязнения убираются при помощи механической очистки грубым абразивом, либо пескоструением с зерном подходящего размера. Пыль, небольшие загрязнения убираются при помощи специальных фирменных средств – спреев очистителей.
Для увеличения площади сцепления желательно, чтобы поверхность была шероховатой.
Если металлическая поверхность подвергалась воздействию морской воды, то на ней могли остаться следу неорганической соли. Остатки соли при взаимодействии с влагой вступают с ней в реакцию и на поверхности образуется ржавчина. Чтобы этого избежать, поверхность после пескоструйной обработки следует обжечь или нагреть.
ВАЖНО: Следует помнить, что ремонтные и восстановительные работы следует начинать сразу же после обработки поверхности. Если такая возможность отсутствует, во избежание окисления поверхности кислородом, нанесите на изделие специальный технический состав.
При нежелательности взаимодействия с почвой следует обработать поверхность разделяющим агентом.
Подготовка смеси для использования
Строго используйте, указанные производителем пропорции. Максимально допустимое отклонение - 2% в обе стороны.
Перед смешиванием компонентов необходимо каждый из них тщательно перемешать, так чтобы не было пузырьков и только после этого смешать между собой.
Для того, чтобы достигнуть однородности массы при смешивании компонентов, воспользуйтесь шпателем или механическим миксером на низкой скорости.
При работе со клеями и герметиками следует помнить об их токсичности и заранее позаботиться о постоянном проветривании помещения.
Жизнеспособность смеси
В период жизнеспособности смеси входит и время смешивания, и время использования, поэтому не стоит много времени уделять смешиванию. Общий срок напрямую зависит от массы смеси и температуры использования. По общему правилу увеличение температуры на 10 градусов сокращает время жизнеспособности в 2 раза.
Низкие температуры также оказывают влияние на смесь – при температуре менее 5 градусов по Цельсию затвердевание не происходит.
Затвердевание
Максимальный срок застывания – 48 часов. При этом в зависимости от конкретного типа металлопластик может подвергаться механическому воздействию уже через 2-24 часа.
Срок затвердевания напрямую зависит от температуры окружающей среды: чем она ниже, чем медленнее происходит застывание и наоборот. Поэтому для ускорения процесса можно подвергнуть поверхность тепловой обработке при помощи строительного фена, тепловой лампы.
ВАЖНО: При нагреве запрещено использовать открытый огонь: бытовые зажигалки, газовые лампы.
Клеевые соединения «не любят» вибраций на сдвиг. Так как это приводит к их быстрому разрушению. Поэтому в таких случаях следует отдавать предпочтении более эластичному, а не прочному клею и использовать заклепки и винты, препятствующие сдвигу.
Для упрочнения детали, особенно когда речь идет о резьбовых соединениях в форму, в места большой локальной нагрузки вкладываются закладные гайки.
Особенности хранения
Закрытые упаковки следует хранить при комнатной температуре в сухом месте. Срок годности в зависимости от конкретного наименования товара варьируется от 24 до 36 месяцев. Максимальный срок хранения открытой упаковки - 6 месяцев.
Рассмотрим на примере вариант проведения ремонтных работ при помощи металлополимеров
Восстановление посадочных мест под подшипники методом вклейки
Данный метод заключается в том, что восстановление происходит параллельно сборки узла подшипника. В результате получается фиксированное соединение подшипника с корпусом (валом). При использовании такого способа получается более прочное соединение, чем при посадке с натягом, что предохраняет кольца подшипника от проворота и обеспечивает более надежную работу узла.
Порядок ремонтных работ
- подготовка поверхности: очищение от пыли, грязи, масла. Если поверхность гладкая, то для лучшей адгезии необходимо придать ей шероховатость при помощи наждачных материалов.
- обезжиривание посадочного места;
- контрольная сборка: подшипник должен устанавливаться на посадочное место без усилий;
- при помощи клейкой ленты следует защитить сепаратор подшипника изолентой или клейкой лентой для защиты от попадания металлополимера;
- подготовка дозы металлополимера;
- нанесения слоя материала на посадочное место вала;
- нанесение тонкого слоя металлополимера на подшипник;
- установка подшипника в корпус (на вал), сильно поджимая к втулкам, ограничительным буртам и стопорным кольцам;
- удаление излишек полимера. При попадании металлополимера на незащищенные места корпуса необходимо его удалить с помощью ацетона. Далее убирается защитная изолента с сепаратора.
- после полимеризации узел можно эксплуатировать.
Особенности восстановления посадочных мест с незначительным износом
Если износ меньше 0,1 - 0,15 мм, то перед началом работ по восстановлению следует произвести расточку посадочного места на величину 0.5 - 1 мм с нарезанием «рваной резьбы». Для обеспечения центрирования расточку ведут с оставлением поясков по краям посадочного места и по его длине.
ВАЖНО: Общая ширина поясков не должна превышать половины общей поверхности склейки.
Особенности восстановления посадочных мест с неравномерным или значительным (свыше 0,5-1 мм) износом
При таком ремонте большое значение имеет вопрос обеспечения центрирования и соосности подшипника и вала
Способы решения проблемы:
- Установка металлических прокладок в виде узких полосок разной толщины на изношенной поверхности вдоль образующих линий. Полоски должны быть длиннее места износа. Свободные концы для фиксации закрепляются при помощи клейкой ленты/изоленты рядом с местом вклейки. Следующий этап - контрольная установка. Если подшипник устанавливается без усилий можно приступать к нанесению слоя металлополимера (в том числе под прокладку). Затем устанавливаем подшипник. После полимеризации срезаем ненужные концы металлических полосок.
- По диаметру на месте износа при помощи сварки наносим небольшие точечные наплывы в виде колец. Затем производится проточка до номинального посадочного диаметра подшипника. Потом опять же проводим контрольную установку и заключительным этапом непосредственно вклейку по вышеописанным общим рекомендациям.
Автор:
Гладских Анна, контент-редактор