8 (800) 555-96-52
Бесплатный звонок по России
Статус заказа
Войти
Введите номер телефона для входа в личный кабинет, чтобы делать покупки, отслеживать заказы и пользоваться бонусной системой.
Войти или зарегистрироваться по почте
Введите E-mail и пароль для входа в личный кабинет, чтобы делать покупки, отслеживать заказы и пользоваться персональными скидками и пользоваться бонусной системой.
Забыли пароль? Регистрация по почте Войти или зарегистрироваться
по номеру телефона
Для восстановления пароля введите E-mail, указанный при регистрации или оформлении заказа
Назад
Придумайте новый пароль для входа в личный кабинет
Назад

Обязательная маркировка товаров Статья

25 марта 2020

В России государство планомерно расширяет контроль за движением товаров, в том числе и с помощью обязательной маркировки. Сама эта идея имеет как сторонников, так и противников, но в рамках нашего материала давать оценки этой системе мы не будем, а просто разберемся, что это такое, какие товары нужно маркировать уже сегодня, а какие в будущем. В целом, определенные плюсы для потребителя есть, например, покупатели будут иметь меньше шансов купить контрафактную продукцию. Но у продавцов и производителей есть множество вопросов, на которые мы и ответим в нашей статье.

Как это работает?

На каждый отдельный экземпляр товара наносят марку, на которой распечатан уникальный идентификационный код. Варианты могут быть разными, если для меховых товаров используют RFID-метки, то почти во всех остальных случаях обычные марки (этикетки), которые наклеивают. Марка с штрихкодом выступает в качества средства идентификации и привязывает конкретный товар к электронной системе. Самих электронных систем несколько: ЕГАИС, ФГИС, но в основном сейчас речь идет о «Честном знаке», через которую и будут проходить практически все категории продукции, за исключением некоторых.

В информационной системе регистрируется и фиксируется каждый этап движения товара, от момента производства и до розничного магазины. Длина цепочки (количество оптовиков и дистрибьюторов) значения не имеет. После его реализации, товар выводится из оборота и пропадает из информационной системы. То есть, проводить маркировку должен производитель, при этом код он должен получать (покупать, его стоимость будет 50 копеек). В отдельных случаях это могут делать оптовые компании или сами розничные магазины (об этом мы расскажем ниже). Если товар импортируется, то он должен маркироваться компанией-импортером до ввоза в Россию: в данном случае отслеживание будет начинаться с таможни.

Обязательная маркировка товаров

Любой покупатель сможет узнать историю товара, если воспользуется мобильным приложением и отсканирует код. Отметим, что маркировка не гарантирует то, что товар качественный, она лишь указывает на то, что он был произведен легально. То есть, с него заплатили все налоги и государство знает, что его произвели в одном месте, перевезли с помощью такой-то компании и продали в конкретном магазине.

Правила маркировки товаров утверждены, в дальнейшем изменения будут касаться только перечня товаров. Мелкие изменения по мере выявления недостатков возможны, но в целом, все останется так, как утверждено сейчас.

Перечень товаров подлежащих обязательной маркировке

К счастью, данная система вводиться постепенно. Это сделали с целью, чтобы все могли подготовиться. В конечном итоге маркироваться будут все товары без исключений. Перечень товаров, которые уже подлежат маркировке или будут подлежать в будущем, вы найдете в таблице ниже.

Год

Список товаров

С 2016

Алкоголь, меховые изделия.

С 2019

Табачная продукция, одежда из кожи, шины, обувь, женские блузки, верхняя одежда, постельное белье, фотокамеры, парфюмерия.

С 1 января 2020

Все лекарства

С 1 марта 2020

Молочная продукция (только готовая)

С 2024 года

Все виды товаров

Отметим, что некоторые исключения все же есть, в частности по ювелирным изделиям точный срок так и не определили. Специалисты советуют не ждать до 2024 года, а начинать постепенно внедрять систему обязательной маркировки.

Подготовка для малого бизнеса

Если с производителями все понятно, то у малого бизнеса, особенно у розничных торговцев, возникает много вопросов. Как подготовиться, что нужно делать? На самом деле, все довольно просто и делать практически ничего не нужно при определенных условиях. Но обо всем по порядку. Пошагово вся схема должна выглядеть следующим образом:

  • Необходимо подключение и использование ЭДО (электронный документооборот);

  • При приемке товара вы получаете электронный УПД (универсальный передаточный документ);

  • При приемке нужно сканировать маркировку и производить сверку с УПД. Отметим, что маркировка может наноситься как на каждую отдельную единицу товара (это будет в любом случае), так и на упаковки (что облегчит приемку);

  • Для продажи необходимо наличие онлайн-кассы и использование электронных чеков. В момент продажи, касса, через чек, даст системе знать, что товар продан.

Но это относительно розничных магазинов, которые и так уже используют ЭДО и онлайн-кассы. А вот для мелких производителей все будет несколько сложнее. Им нужно будет использовать регистратор эмиссии, который будет отвечать за генерацию кодов маркировки. То есть, это все нужно делать самостоятельно: отправлять заявки на получение кода, печатать этикетки, вносить данные в информационную систему. Однако есть большая вероятность того, что будут созданы специальные центры, где можно будет заказать партию готовых этикеток с уже готовыми кодами, другой вопрос, что не всегда это будет удобно и выгодно.

Маркировка товаров, правила, требования

Для самостоятельной печати этикеток не нужно сложное и дорогое оборудование, вполне подойдет и специальный принтер, подбирать который нужно исходя из того, сколько нужно печатать. Кстати, нужны они не только производителям, но и продавцам. Например, если покупатель вернул товар, а штрихкод поврежден, то придется напечатать новый, в противном случае продать его просто не выйдет.

Если вы только планируете открыть бизнес связанный с розничной торговлей, то вот короткий и очень простой чек-лист того, что вам необходимо сделать, чтобы в будущем не испытывать никаких проблем с внедрением обязательной маркировки товаров.

  1. Купить (арендовать), зарегистрировать и подключить онлайн-кассу.

  2. Получить электронную цифровую подпись. Она необходима для работы в системе ЭДО, в частности, для подписи УПД. Она понадобится и для подключения к самой системе «Честный знак».

  3. Подключиться к ЭДО. Весь документооборот будет происходить исключительно в электронном виде.

  4. Купить и подключить сканер штрихкодов. Сканер должен быть только 2D, но сегодня 1D уже практически не используют. Любого 2D-сканера штрихкодов будет достаточно.

  5. Обеспечить взаимодействие с кодами кассовой программы и учетной системы.

Последний пункт стоит отметить отдельно. Удобство работы системы будет во многом зависеть от учетной программы. Существуют разные решения (программное обеспечение), отзывы вы можете найти на профильных сайтах, в рамках нашей статьи мы эти вопросы рассматривать не будем. Однако отметим, что готовые решения по внедрению и интеграции существуют и ничего сложного там нет.

Какой принтер выбрать для обязательной маркировки?

Никто не запрещает использовать и обычные принтеры, печатая на специальной бумаге. Но этот вариант подойдет только в том случае, если нужны очень небольшие объемы, в пределах десятков штук. Большие партии этикеток резать вручную будет весьма затруднительно, но на этот случай есть решение: термотрансферный принтер или термопринтер. Первый вариант несколько дороже, зато сами этикетки значительно устойчивее и долговечнее. Кроме того, они печатают этикетки определенных размеров и даже автоматически их нарезают. То есть, вам останется только приклеить их к товару. Ниже мы представим несколько моделей из разных ценовых категорий, из которых можно выбрать решение для любого бизнеса.

Brother QL-800 – одна из самых популярных моделей среди термопринтеров, которая идеально подойдет для небольшого бизнеса, которому не нужно печать огромные объемы этикеток. У него есть встроенный резак, который может работать в автоматическом режиме, а разрешение печати до 300х600 dpi (для печати этикеток для обязательной маркировки этого более чем достаточно). В секунду он печатает 148 миллиметров. Этого достаточно, чтобы печатать от 2 до 4 этикеток в минуту (в зависимости от их размера).

Акция
19 800 р.
TZ-бонусов: 198

Datamax I-4212e MarkII – термотрансферный принтер и подойдет тем, кому необходимо печать более устойчивые этикетки. В день может печатать до 30 тысяч этикеток. Отрасли применения: производство, логистика, пищевая промышленность, фармацевтика. Очень прост в использовании, а ключевой особенностью является то, что в случае необходимости можно значительно расширить его функционал, путем покупки дополнительных модулей. Это может быть удобно для тех, кто не хочет переплачивать за те функции, которые не нужны (Wi-Fi и т.д.).

Предоплата

А теперь мы ответим на вопрос «Зачем мне нужно покупать принтер, если я могу просто заказать печать этикеток?». Конечно, мы, как компания, которая продает данное оборудование, заинтересованы в том, чтобы наши принтеры покупали. Но мы не будем говорить о том, что это удобно, что можно печатать в любое время, а не ждать исполнения заказа и доставки, лучше просто посмотрим на цифры, которые объяснят все гораздо лучше и нагляднее.

Для примера рассмотрим гипотетический тираж этикеток размера 58х40 миллиметров. Мы будем печатать их на принтере Brother QL-800, для чего купим ленту Vell VL-B-DK 22205. Ее длина – 30,5 метров, что позволит распечатать 762 этикетки, стоимость ленты на момент написания статьи – 835 рублей. К этому мы прибавим стоимость принтера (10290 рублей) и сравним с ценами при заказе печати. Отметим, что многие компании не предоставляют цены в открытый доступ, поэтому мы взяли все предложения, которые нашли и вывели среднее число – около 2,5 рублей за одну штуку.

Отметим, что эта цифра условная и даже несколько заниженная, вы можете убедиться в этом сами. При тиражах до 2000-3000 штук цена может достигать и 7-8 рублей. В любом случае, себестоимость самостоятельной печати будет 835/762 = 1,09 рубля. То есть, при очень больших тиражах разница составит 1,5 рубля, а если тиражи небольшие, то это число будет увеличиваться. Да, мы не посчитали стоимость принтера, но если поделить его цену на 1,5, мы поймем, что он окупиться после печати 6800 этикеток.

Еще раз напомним, что наши подсчеты примерные и мы брали низшие значения. При желании вы можете проверить все цены самостоятельно и, скорее всего, разница будет значительно больше, чем 1,5 рубля (мы даже не считали доставку). Покупать принтер для печати этикеток для обязательной маркировки товаров вам не имеет смысла только в том случае, если вам нужно не больше ста этикеток в месяц и они никогда не нужны срочно.

Повторимся: для розничной торговли покупка оборудования для печати не является обязательной. Но, при повреждении этикетки, ее нужно будет заменить, в противном случае продать этот товар уже не получится.

сканирование маркировки на товаре

Популярные вопросы

В заключительной части нашей статьи мы ответим на самые популярные вопросы про обязательную маркировку товаров.

Если я уже должен маркировать товары, но у меня на складе еще старые партии, что делать?

Если на ваших остатках есть немаркированные товары, а срок их обязательной маркировки уже наступил, то с точки зрения закона их нельзя не только продавать, но и хранить. Поэтому его нужно промаркировать самостоятельно и внести в информационную систему.

Что делать, если с марки нельзя считать данные?

Поврежденный код будет выведен из оборота, необходимо получить новый и распечатать этикетку.

А где можно получить код?

Ранее это можно было сделать через Центр развития перспективных технологий, сейчас нужно зарегистрироваться на сайте компании «Честный знак». Там есть все необходимые инструкции.

Могу ли я подключиться уже сейчас, если в данный момент маркировка на мои товары не требуется?

Да, это возможно, более того, многие торговые сети уже внедряют и тестируют эту систему. На данный момент отличие в том, что за отсутствие маркировки нет никакой ответственности. На самом деле, лучше сделать все заранее и отладить все процессы, чем выявлять ошибки в последний момент.

Если клиент возвращает товар, что нужно делать, ведь при продаже код выводится из оборота?

Здесь возможно два варианта:

  • Если код не читается (этикетка повреждена), то, как мы уже писали, нужно просто получить новый код и сделать новую этикетку.

  • Если код не поврежден, то через личный кабинет в системе его можно вернуть с прежним кодом, для этого его нужно активировать.

Что делать, если у меня есть склад и магазин?

В данном случае, если склад и магазин принадлежат одной компании, регистрировать перемещение товара не нужно.

Какая ответственность за нарушения?

Продукцию конфискуют, штраф составит от 5 до 10 тысяч для ИП и от 50 до 300 тысяч для юридического лица. При суммарной стоимости товаров более 1,5 миллионов рублей, возможна уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ), которая предусматривает до трех лет лишения свободы.