Гид по выбору садовой тачки Статья
Тачка не относится к предметам первой необходимости, без которых никак не прожить, но её лучше иметь на любой даче или загородном участке. Если нужно что-то перевозить, то она будет незаменима, особенно если говорить про сыпучие материалы, вроде песка. Вёдрами тут много не натаскаешь, но не будем рассказывать, зачем и почему нужна тачка, об этом и так все знают. Но просто так выбрать первую попавшуюся модель будет не очень хорошим решением. Во-первых, она может не подходить под конкретные задачи. Во-вторых, она может быть попросту неудобной в использовании, а смысл её покупки в том, что должно быть легко и удобно. О том, что нужно учитывать при выборе тачки, мы и поговорим в нашем материале.
Кузов тачки
Кузов тачки - основной элемент, хотя и не единственный важный. Вообще, типичная тачка устроена довольно просто, основных элементов три: кузов, колеса и ручки, именно от них в большей степени зависит удобство использования, хотя, разумеется, есть и другие элементы конструкции, но об этом ниже. Кузов определяет то, сколько груза можно в него поместить и каких габаритов он может быть, если речь идёт про отдельное изделие. Также от типа кузова зависит то, насколько удобно будет выгружать сыпучие материалы.
Первое, на что нужно обратить внимание - конструктивные особенности кузова. Здесь можно выделить два варианта - простой и с рёбрами жёсткости. Второй случай это уже не садовые, а садово-строительные тачки, такие предназначены для перевозки тяжелых грузов, что и приходится чаще всего делать на стройках. При этом рёбра жесткости не всегда хорошо, например, из-за них не всегда удобно высыпать сыпучие материалы, вроде песка. А если передний край тачки не округлый, то это будет ещё тяжелее. Подобные материалы помогает выгружать специальный упор для выгрузки, его назначение простое: он не даёт тачке откатываться назад, когда её начинают приподнимать. В общем, здесь нужно исходить из того, что именно вы будете возить. Если нужна универсальная тачка, то можно выбрать модель с рёбрами жесткости, но с упором для выгрузки, это позволит спокойно разгружать любые материалы.
Следующее на что нужно обратить внимание - форма кузова, это тоже важно. Узкоспециализированными являются прямоугольные или даже квадратные тачки, в таких удобно перевозить прямоугольные строительные материалы, а вот сыпучие уже неудобно, будут проблемы с их выгрузкой. Но это чисто строительные тачки, в качестве садовой покупать такую совершенно точно не стоит. Оптимальные формы - овал или трапеция, подобные тачки универсальные. Про овальные ещё стоит отметить удачное распределение веса - большая часть приходится на колеса, поэтому катить такую тачку проще, нагрузка на спину будет меньше, как и на руки. Именно эти две формы являются предпочтительными и, что ещё можно отметить, проверенные временем. Могут встречаться какие-то нестандартные формы кузова, к таким тачкам стоит относиться весьма настороженно. Они могут быть как удобными, так и нет, поэтому как минимум стоит почитать отзывы от покупателей.
В качестве материала сегодня используют либо металл, либо пластик. Пластик обычно применяют твёрдых и прочных разновидностей, но в этом он все равно проигрывает металлу. Он подвержен царапинам, сколам, появлению трещин, да и под открытым небом будет постепенно деградировать. Обычно пластиковые корпуса ставят на не самые большие тачки, которые в целом отличаются легким весом. Значит ли всё это то, что от садовой тачки с пластиковым корпусом нужно отказаться? Конечно, нет, ведь тачки покупают под разные задачи и для разных людей. Одно дело здоровый и физически развитый мужчина, другое дело пожилая женщина. Во втором случае небольшая садовая с корпусом из пластика будет лучшим выбором.
Металл - это обычно сталь, она тяжелее, зато крепче, не боится ударов и царапин, последние разве что повредят внешнему виду. Толщина стенок может быть до двух миллиметров, чем толще, тем тяжелее тачка, но тем более массивные грузы можно перевозить. Если вы выбираете стальной кузов, убедитесь в том, что он хорошо покрашен или как минимум оцинкован - это в общем-то стандарт для всех стальных изделий, которые могут контактировать с влагой. Отдельного упоминания заслуживает размер кузова, хотя тут правильнее говорить объем. У садовых тачек это от 50 до 100 литров, у садово-строительных моделей может быть 250 литров и выше.
Здесь трудно дать рекомендации, каждый должен отталкиваться от своих физических возможностей, а также грунту, по которому нужно катить тачку. Ведь одно дело садовые дорожки, другое дело земля, тем более влажная. С одной стороны, большой объём кузова за раз позволяет перевезти больше груза, с другой стороны, это будет тяжелее (и сама садовая тачка будет тяжелее). Однако, никто не запрещает загружать тачку целиком, с этой точки зрения можно выбрать кузов и побольше, на случай, если нужно будет перевозить какие-то габаритные предметы. Отметим, что для тачки обычно указывают ещё и грузоподъёмность, перегружать не стоит, так как лишняя нагрузка может повредить конструкцию.
Ручки тачки
Ручка тачки оказывает существенное влияние на то, насколько комфортно будет использование. В классических моделях ручек две, реже встречается одна, которая имеет форму буквы П. Но подобные ручки для участка не очень хороши, пусть они облегают работу с тачкой, но маневренность будет ниже, на участке это может быть не слишком удобно. П-образная ручка лучше всего подходит тогда, когда нужно в основном перевозить грузы прямо. Поэтому для садовой тачки оптимальным стоит признать только вариант с двумя ручками.
Но они тоже бывают разными, иногда они могут быть слишком короткими - высокому человеку будет не слишком удобно управляться с такой тачкой. Придётся пригибаться, а это дополнительная нагрузка на спину. Бывают и слишком короткие ручки, ноги могут упираться в кузов тачки. Здесь тоже трудно дать совет, в идеале нужно попробовать, насколько удобно обращаться с тачкой. Они также могут быть прямыми или изогнутыми, второй вариант считается более универсальным, как раз он подойдёт людям разных комплекций. На концах ручек обязательно должны быть резиновые накладки, которые позволят удобнее её держать, а руки не будут скользить. Накладки могут быть из пластика, но резина лучше, так как она имеет свойство гасить вибрации.
Колёса садовых тачек
Последний из ключевых элементов конструкции садовой тачки - колеса, но последний не значит не важный. Они очень сильно влияют на удобство использования тачки, поэтому на их выбор стоит обратить самое пристальное внимание. В первую очередь определимся с их количеством, бывает одно колесо или два. Одноколёсные садовые тачки обладают отличной маневренностью, могут проехать фактически где угодно и будут удобны на освоенных участках, где узкие дорожки, много труднодоступных мест и т.д. Но у них есть существенный недостаток - везти такую тачку тяжелее. Кроме того, они весьма требовательны к распределению нагрузки, если на одну сторону будет перевес, то придётся прилагать дополнительные усилия чтобы держать её ровно. Также одноколесные тачки требовательны к рельефу - лучше их использовать на ровных участках.
Соответственно, двухколесные тачки являются противоположностью. Они лучше держат равновесие, менее требовательны к равномерному распределению груза. Рельеф для них особой проблемой тоже не является, они легче преодолеют ямы, канавы и т.д. Конечно, в допустимых пределах, но всё же тут они обыгрывают одноколесные. Но маневренность у них хуже, вплоть до того, что в некоторые места будет очень сложно проехать. Какой вариант выбрать? На наш взгляд, если нет нужды в маневренности, стоит выбрать двухколесный вариант, плюсы перевешивают минусы.
Другой важный момент - тип колес, они могут быть с шинами или цельнолитыми. Оба этих варианта фактически противоположны друг другу, у каждого есть свои преимущества и недостатки. Если покрышки литые, то они не боятся проколов и в целом будут более долговечными. Но они тяжелее, кроме того, не очень хороши на вязких грунтах и различных неровностях. Проще говоря, подобный тип колес подходит для езды по твердым покрытиям, а вот по мягким и вязким грунтам - плохо. Амортизация у них слабая, поэтому садовой тачкой с литыми колесами управлять тяжелее.
У пневматических колес лучше амортизация, если они достаточно широкие, то спокойно проедут по вязким грунтам. Да, будет всё равно тяжелее, но не так, как с цельнолитыми. Садовой тачкой с такими колесами легче управлять, кроме того, они меньше весят. Главный минус - подверженность проколам, поэтому нужно следить за дорогой и не ездить по острым предметам. Какой вариант лучше? Опять же, зависит от вашего участка, здесь выбирать только вам, исходя из того, какой вариант будет удобнее.
Да, колеса можно без проблем поменять, главное купить подходящего диаметра, в том числе и оси. Впрочем, сегодня производители предпочитают стандартные решения, поэтому найти подходящие колеса для любой садовой тачки проблем не составит. Разве что это какая-то уникальная модель со своим особенностями. Колеса могут быть разной ширины, встречаются как узкие, так и очень широкие. Первые предназначены для твердых поверхностей, вторые для мягких грунтов, чем шире колесо, тем меньше оно будет проваливаться в грунт из-за распределения нагрузки (тут влияет ещё и количество колес, это тоже стоит учитывать).
Что ещё нужно учитывать? Стоит обратить внимание на раму, которая соединяет кузов с колесами. Обычно он металлическая, другие варианты рассматривать смысла нет. У рамы могут быть подставки, которые позволяют поставить тачку ровно в любом месте. Цвет значения с точки выбора не имеет, это дело вкуса. Также подумайте о месте, в котором вы будете хранить садовую тачку, в идеале нужно держать её хотя бы в сарае, лишь бы не под открытым небом. Также не забывайте периодически чистить её, а если в колесных осях есть подшипники, то их нужно ещё и иногда смазывать. При покупке стоит обратить внимание на конструкцию в целом, ничего не должно люфтить, ключевые элементы вроде рамы или кузова не должны быть очень тонкими.